Малый десантный корабль на воздушной подушке "Зубр"
Для решения десантных задач в морской зоне ВМФ СССР предполагал активно использовать десантные корабли и катера с использованием динамических сил поддержания. Наибольшее распространение получили КВП. Выполненные оценки показали, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии. КВП обладают такими тактическими свойствами, как высокая скорость, амфибийность (способность выходить на необорудованное побережье, преодолевать подводные инженерные сооружения, двигаться по льду и заболоченной местности), повышенная взрывостойкость от ударной волны при подводном взрыве (за счет подъема корпуса над водой), что позволяет им эффективно проводить десантные операции в морских и прибрежных районах. Такими кораблями стали МДКВП проекта 1232, созданные судостроителями объединения «Алмаз», которое проектирует корабли на воздушной подушке с 1955 г. и является продолжателем работ по созданию таких кораблей, проводившихся в России с 1934 г.
Накопленный опыт эксплуатации серийно строившиеся и эксплуатировавшиеся катеров на воздушной подушке «Скат», «Кальмар», «Омар», десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» позволил ВМФ СССР принять решение о дальнейшем развитии этого направления. Не дожидаясь завершения серии МДКВП «Джейран» уже в 1978 г. ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на проектирование более мощного корабля под шифром «Зубр». Заданием предусматривалось увеличение скорости хода, десантной нагрузки (до 3 основных танков), усиление артиллерийского и радиоэлектронного вооружения.
В разработке проекта 12322 принимали участие главные конструкторы Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов, наблюдение от ВМФ воглавлял кап. 2 ранга В.А. Литвиненко (позднее его сменил кап. 2 ранга Ю.Н. Богомолов). После завершения проектных работ, в 1983 году на трех заводах («Алмаз» в Ленинграде, «Море» в Феодосии и Хабаровском) начинают строится 4 корабля. В дальнейшем строительство серии продолжали лишь в Ленинграде и Феодосии.
«Зубр» являетя самым крупным в мире десантным КВП. Он предназначен для транспортировки боевой техники вместе с десантными подразделениями и высадки на необорудованный берег с обеспечением огневого прикрытия. Также корабль может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений.
Основной силовой несущей частью корпуса корабля, обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала. На корабле созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.
Первоначальными планами предусматривалась сдача головного «Зубра» флоту в 1985 году. Однако этот корабль, получивший тактический номер МДК-95 и фактически являвшийся опытным, был построен лишь в 1986 году. После продолжительных испытаний он вошел в боевой состав ВМФ только в 1988 году. В результате испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены некоторые коррективы, претерпел изменения состав радиоэлектронного вооружения.
К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 «Зубров». На Балтике они базировались в главной базе флота - Балтийске, а на Черноморском флоте - в Донузлаве. После распада СССР и раздела Черноморского флота Украине достались 3 строевых корабля («Краматорськ», U423 «Горлiвка», «Артемiвськ») и 2 недостроенных на верфях в Феодосии, один из которых — «Донецьк» — в июне 1993 года был достроен и введен в состав ВМС Украины. Остальные корабли в море не выходили и числились в резерве.
Активная позиция, занятая российскими, а затем и украинскими внешнеторговыми организациями по продвижению на мировой рынок КВП «Зубр», принесла свои плоды. 24 января 2000 года в Афинах состоялось подписание трехстороннего 200-миллионного контракта с Россией (ГК «Росвооружение», ныне ФГУП «Рособоронэкспорт») и Украиной (ГК «Укрспецэкспорт») на поставку 4 «Зубров» (по 2 единицы каждой стороной) Министерству национальной обороны Греции. Таким образом завершился международный тендер на приобретение Грецией десантных КВП, длившийся с 1998 года.
Офсетная часть контракта предусматривает ремонт турбодвигателей, строительство платформы для транспортировки и обслуживания этих кораблей, а в более далекой перспективе — и строительство кораблей этого класса на верфях Греции.
Первый КВП, успевший послужить нашему флоту на Балтике (МДК-104, год постройки — 1992), прошедший восстановительный ремонт и модернизацию, был спущен на воду 24 октября 2000 года. В ходе модернизации была произведена замена газотурбинных генераторов и воздушной подушки, специально разработанной для работы десантного корабля в условиях повышенной солености южных морей.
После успешных испытаний в Финском заливе, 20 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге ОАО «Cудостроительная фирма «Алмаз» и МО Греции подписали акты завершения приемо-передаточных испытаний и передачи судна в собственность. Kefallonia (остальные новые имена кораблей: Kerkyra, Kakynthos, Ithaki) с тактическим L180 на борту был погружен на специальное транспортное судно и отправлен в Грецию, где 16 января 2001 года осуществил контрольный выход в Эгейское море. В августе 2001 года из Санкт-Петербурга предусмотрена поставка в Грецию еще одного корабля этого проекта.
Первоначально Украина намеревалась передать Греции МДКВП «Горлівка» (зав. №С-303, год постройки — 1991) и «Артемівськ», но из-за большого объема ремонтных работ на втором из них вопрос был решен в пользу достройки МДКВП U421 «Іван Богун» (зав. №С-305), техническая готовность которого на момент подписания контракта составляла 92%. Позднее все его пять газотурбинных двигателей были переосвидетельствованы ПО по выпуску газовых турбин «Заря» в г. Николаев, которое по специальному двустороннему соглашению изготовляет также двигатели и запасные части к ним для двух российских контрактных кораблей.
В середине февраля 2000 года МДКВП «Горлівка» был переведен из Донузлава на ПО «Море» в Феодосию для проведения ремонтно-восстановительных работ. После прохождения испытаний, 8 февраля и 22 марта 2001 года украинские корабли на автономной транспортировочной док-платформе постройки Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе (проектант ЦКБ «Черноморец») были отправлены в Афины. К этому времени на них, после обучения в Севастопольском военно-морском институте им. П.С. Нахимова, прошли стажировку 36 офицеров и старшин ВМС Греции.
На 44-м салоне изобретений и инноваций «Brussels Eureka-95» десантный корабль «Зубр» был удостоен бронзовой медали. С 3 по 7 октября 2000 года «Зубр» принимал участие в XI Международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск, ВВС и ВМС «Defendory International'2000» в Афинах.
12 марта 2001 года командование Балтийского флота приняло решение дать «Зубру», поступившему на вооружение еще осенью 1991 года, имя «Мордовия». Шесть лет подряд экипаж этого корабля завоевывал приз командующего флотом по высадке морского десанта, а в 2000 году этот «Зубр» был признан лучшим кораблем своего класса на Балтике.