Меню сайта
Категории раздела
Авианосцы [1]
Крейсеры [1]
Подводные лодки [9]
Фрегаты [1]
Эсминцы [1]
Транспортники [1]
Статистика 24.11.2024
статистика
Rambler's Top100
Главная » Статьи » Морской флот » Авианосцы

Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» относится к тяжёлым авианесущим крейсерам типа «Рига» и является развитием тяжелых авианнесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет».

Архитектура ТАКР проекта 11435, по сравнению с его предшественниками, ста­ла «более авианосной» - со сквозной полетной палубой площадью 14 800 м2, трамплином с углом схода в 14,3° в носовой части, двумя бортовыми 40-т само­летоподъемниками по правому борту в нос и корму от островной 13-ярусной надстройки (высота над палубой 32 м). Наличие развитых спонсонов и смеще­ние надстройки вправо позволило увеличить ширину полетной палубы до 67 м. Посадочный участок полетной палубы (205x26 м), включая спонсон левого бор­та, располагается под углом 7° к ДП корабля. Вся поверхность полетной палу­бы и трамплина имеет противоскользящее термостойкое (до 450°С) покрытие «Омега», а три ВПП (10x10 м), предназначенные для вертикальной посадки Як-41, выкладывались термостойкими (до 750°С) плитами АК-9ФМ.

Полностью сварной корпус имеет по высоте 7 палуб и 2 платформы. Сплошное двойное дно идёт по всей длине корабля. Основной конструктивный материал корпуса, главных водонепроницаемых переборок, палуб и платформ, спонсонов и островной надстройки - сталь; для изготовления второстепенных выгородок и переборок использовались сталь и алюминиево-магниевые сплавы (с крепле­нием к стальным конструкциям на биметаллических планках).

Ангар - закрытого типа общей площадью 3980 м2 (153x26x7,2 м) порядка 50% длины и 70% ширины корабля - служит для хранения и технического обслужи­вания до 70% штатного числа ЛАК. В нем же хранятся по-походному тягачи, ко­рабельные газоструйные и пожарные машины, а также унифицированный ком­плекс средств специального применения для палубного обслуживания ЛАК. Транспортировка и размещение самолетов предусмотрены со сложенными кон­солями крыльев, а вертолетов - со сложенными лопастями несущих винтов. На всех штатных местах стоянки ЛАК в ангаре и на технических позициях произво­дится их швартовка и заземление. Ангар оборудован полуавтоматической сис­темой цепной транспортировки ЛАК, позволяющей отказаться от использова­ния тягачей и исключить загазованность внутренних помещений выхлопными га­зами. Тягачи требуются лишь для операций с ЛАК на полетной палубе, при по­даче их из ангара на платформы подъемников и обратно.

Для подготовки авиационной техники в ангаре имеются посты обеспечения ЛАК электроэнергией и всем необходимым, охлаждения приборного отсека, про­верки и дозаправки их гидросистем, предварительной настройки инерциальной курсовертикали ЛАК и передачи им информации от корабельных комплексов на­вигации и гиростабилизации. В кормовой части располагается ремонтная пози­ция, оборудованная грузовыми устройствами для выполнения работ по снятию (установке) с вертолетов колонок с редуктором и других операций, а также две позиции для замены лопастей несущего винта вертолетов. В целях противо­пожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складны­ми шторами с электромеханическими приводами.

Надводная конструктивная защита (НКЗ) выполнена по принципу экранирова­ния, внутренними защитными преградами служат композитные конструкции (ти­па сталь-стеклопластик-сталь). Основной материал НКЗ - высокопрочная сталь с пределом текучести 60 кгс/мм2. Для защиты топливных цистерн и по­гребов авиационного боезапаса применено локальное коробчатое бронирова­ние.

Впервые в практике отечественного авианосного кораблестроения для повыше­ния боевой и эксплуатационной живучести корабля использовалась подводная конструктивная защита (ПКЗ). Были значительно повышены характеристики не­потопляемости и взрыво-пожаробезопасности. По итогам многочисленных НИР и натурных экспериментов глубину бортовой ПКЗ приняли в пределах 4,5-5 м. Из трех продольных переборок вторая выполнена бронированной (на головном корабле она была пакетная, то есть многослойная, на втором - монолитная).

Непотопляемость ТАКР гарантирована при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее 20% длины корабля. При этом надводный борт до уров­ня ангарной палубы должен оставаться над водой на высоте 1,8 м, благодаря чему предотвращается опасность затопления ангара.

Чтобы избежать отрицательного влияния воздушных потоков над полетной палу­бой при проведении взлетно-посадочных операций, по инициативе ЦНИИ им. А.Н.Крылова в носовой части полетной палубы (в районе трамплина по бортам) еще на стапеле установили специальные ящикоподобные конструкции (т.н. турбулизаторы), по четыре на борт. Однако впоследствии их эффективность по выравниванию воздушного потока после продувки модели в аэродинамической трубе не была подтверждена ЦАГИ, и в 1988 г., еще до выхода головного кораб­ля на летно-конструкторские испытания, все турбулизаторы демонтировали. Одновременно по результатам отработки взлетных операций на «Нитке» была несколько изменена форма верхней кромки трамплина - ее выполнили более плавной. Зато обнаружилось, что наличие малых спонсонов создает возмуще­ния воздушного потока над палубой, что могло отрицательно повлиять на про­ведение взлетно-посадочных операций. Поэтому в 1989 г на носовой кромке уг­ловой палубы и трамплине установили профилированные обтекатели.

У основания трамплина в два ряда размещаются 12 подпалубных пусковых ус­тановок крылатых ракет главного ударного комплекса «Гранит», прикрытых бро­нированными крышками заподлицо с полетной палубой. Слева и справа от них, сходясь в верхней точке трамплина, идут две взлетные дорожки, начинающие­ся у ближних стартовых позиций №1 и №2 (длина разбега 90 м) с соответст­вующими авиационно-техническими средствами.

Далее в сторону кормы и ближе к левому борту (длина разбега 180 м) распола­гается стартовая позиция №3 (дальняя). Она же предназначалась для взлета СУВВП Як-41 способом ВКР вдоль оси угловой палубы. Для защиты стоящих на предварительном старте ЛАК и персонала от выхлопных струй стартующих ис­требителей служат подъемные газоотбойные щиты (дефлекторы) с принудитель­ным водяным охлаждением. Помимо них, стартовые позиции оборудованы утап­ливаемыми по команде оператора, находящегося в полузакрытой кабине (по од­ной на каждую позицию), удерживающими устройствами (упорами), препятст­вующими преждевременному страгиванию машины.

При старте с трамплина самолет выводится на взлетные значения угла атаки за счет кривизны трамплина, что существенно сокращает длину разбега. Пе­ред полетом машина устанавливается на стартовую позицию, пилот расклады­вает крылья, запускает двигатели и выводит их на взлетный (или чрезвычай­ный) режим еще до начала разбега. По команде оператора шасси освобождает­ся от удерживающего устройства, и самолет начинает разгон с выходом на трамплин. При этом скорость отрыва самолета составляет 180-200 км/ч при длине разбега 90-180 м. После схода с трамплина машина выводится на взлет­ное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлетной скорости.

Для обеспечения посадки скоростных самолетов на палубу служат аэрофини­шеры «Светлана-2» - четыре натянутых поперек палубы троса, расположенные на расстоянии 12 м друг от друга и связанные через блоки с четырьмя тормоз­ными гидравлическими машинами, предназначенными для гашения кинетиче­ской энергии. В рабочем положении тросы поднимаются над палубой на задан­ную высоту для захвата тормозным гаком садящегося самолета, обеспечивая его полную остановку через 90 м пробега с продольной перегрузкой не более 4,5 д. Четвертый трос, считая от кормы, совмещен с аварийным барьером «На­дежда». Трос первого аэрофинишера находится в 40 м от среза кормы. Посере­дине второго аэрофинишера на палубе нанесен белый круг диаметром 17 м - рекомендованное пилотам при посадке место касания самолетного тормозного гака.

Начальное выведение самолета в район нахождения корабля осуществляется радиосистемой ближней навигации, формирующей траекторию полета машины с обеспечением входа ее в зону действия оптической системы посадки (ОСП) «Луна-3». Для этого полетную палубу корабля оборудовали специальными све­товыми индикаторами, помогающими пилоту ориентироваться при посадке, вы­держивая курс и скорость по глиссаде визуально до самого касания троса аэ­рофинишера тормозным гаком. ОСП представляет собой систему специальных фонарей с очень малым углом раствора луча. Выйдя на посадочную глиссаду, пилот определяет положение самолета по наблюдаемому им цвету огня верти­кального блока ОСП. Зеленый цвет гарантирует посадку в расчетной точке, желтый и оранжевый - соответственно на первый или четвертый трос аэрофи­нишера. Наблюдая красный огонь, пилот должен исправить положение машины и войти в разрешенную зону. Красный проблесковый огонь означает необходи­мость срочного ухода на второй круг. Посадка на палубу осуществляется без традиционного для сухопутных машин выравнивания. Увеличение или уменьше­ние угла наклона плоскости глиссады может привести в первом случае к пере­лету 37,5-м зоны расположения аэрофинишеров, а во втором - к угрозе вре­заться в срез кормы корабля.

В носовой части под палубой размещается якорное устройство из двух 15-тонных якорей с цепями 81-мм калибра длиной по 460 м (18 смычек по 25,6 м каждая), с двумя якорными шпилями типа Я12В, что гарантированно обеспечи­вает стоянку корабля на глубинах до 120 м.

В спасательные средства входят один большой корабельный командирский ка­тер пр. 1404 (из стеклопластика), два больших рабочих корабельных катера пр. 1402Б, два шестивесельных яла пр. ЯЛ-П6 и 240 спасательных плотиков ПСН-10М в контейнерах. Катера располагаются в нишах на 4-й палубе по лево­му борту соответственно на 171-184-м шп.; 186-197-м и 207-218-м шп., ялы - по правому борту на 220-234-м шп., плотики - в специальных креплениях вдоль обоих бортов на уровне полетной палубы.

Швартовое устройство состоит из трех групп: носовой (3-я палуба), средней (4-я палуба) и кормовой (5-я палуба). Носовая и кормовая имеют по два ком­плекта шпилей Ш7Д с тяговым усилием 10 т. Все группы снабжены стальными канатами на вьюшках, а носовая и кормовая - также и капроновыми канатами. В средней группе, помимо этого, использованы цепные швартовы для швартов­ки к пирсу при ветре до 40 м/с (швартовка корабля предусматривает постанов­ку его к пирсу правым бортом с применением специального понтона-проставки пр. 11121, а швартовка судов обеспечения - понтона-проставки пр. 11120. Швартовка малых плавсредств осуществляется к рымам на бортах корабля (всего 8 шт. по каждому борту).

Вооружение

Ракетное оружие. Ударный комплекс ракетного оружия «Гранит-НК» включает 12 противокорабельных крылатых ракет ЗМ-45, размещенных в подпалубных ПУ шахтного типа с системой предстартовой подготовки и регламентного контроля (крышки шахт выполнены заподлицо с палубой).

Зенитно-ракетное вооружение - 4 модуля ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР) и 8 модулей ЗКБР «Кортик» (256 ракет и 48 000 30-мм снарядов), расположенные на спонсо­нах побортно, обеспечивают возможность кругового обстрела воздушных це­лей.

Артиллерийское вооружение представлено тремя батареями в составе шести 30-мм скорострельных артустановок АК-630М (48 000 снарядов). Первоначаль­но планировалось разместить еще одну батарею этих автоматов под носовой кромкой взлетного трамплина для ведения огня на носовых курсовых углах. Под их установку предназначались два выреза - амбразуры (они хорошо видны на фотоснимках раннего этапа постройки головного корабля). Но после измене­ния в ходе достройки ТАКР конфигурации носовой кромки трамплина и прида­ния ей более обтекаемой формы, размеры этих амбразур перестали обеспечи­вать расчетные секторы обстрела автоматов, из-за чего от них отказались.

Авиационное вооружение включает 50 ЛАК, в том числе 26 палубных истреби­телей (Су-27К или МиГ-29К), 4 вертолета Ка-252РЛД, 18 Ка-27 или Ка-29 и 2 Ка-27ПС (по проекту, реально численность ЛАК ниже).

Состав авиагруппы планировалось формировать в сочетании тяжелых истреби­телей-перехватчиков и легких истребителей-штурмовиков, а также вертолетов различного назначения (начиная со второго корабля серии, предполагалось также обеспечивать базирование самолетов РЛД и наведения Як-44РЛД). Ре­зервировалась и возможность базирования СУВВП Як-41 (Як-141).

Радиоэлектронное вооружение

Радиотехническое вооружение корабля (РЛС, ГАС, системы РЭБ и т.д.) включа­ет системы 58 наименований, в том числе БИУС «Лесоруб», многофункциональ­ный комплекс «Марс-Пассат» с ФАР, трехкоординатную РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Бей­сур», комплекс связи «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», ком­плекс РЭБ «Созвездие-БР», ГАК «Полином-Т», ГАС «Звезда-М1» и т.д. Антенные посты большинства радиоэлектронных средств и средств связи размещены на надстройке.

Общее количество радиопередающих и приемных средств различной мощности и назначения в диапазонах СВ, КВ, УКВ, ДЦВ связи составляет 51 единицу. Они обеспечивают более 80 трактов передачи информации, 50 из которых могут ра­ботать одновременно.

Вспомогательное оборудование (170 наименований), работающее в формируе­мых трактах радиосвязных каналов, радиоразведки и противодействия, насчи­тывает более 450 единиц.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка ТАКР почти полностью повторяет применен­ную в проекте 11434: четырехвальная, паротурбинная, суммарной мощностью 200 000 л.с. Увеличенный запас топлива позволил довести дальность плавания 18-уз. ходом до 8000 миль. Мощность повысили за счет установки новых кот­лов. Благодаря этому при увеличении стандартного водоизмещения на 10 000 т удалось получить скорость полного хода 29 уз.

Пар вырабатывают восемь котлов КВГ-4 с повышенной паропроизводительно­стью до 115 т/ч (по сравнению с 95 т/ч у прежних котлов), давлением 66 кг/см2 и температурой 470° перегретого пара в коллекторе. Пар для нужд, не свя­занных с движением корабля, получают за счет отбора от главных котлов, по­этому вспомогательная котельная установка не понадобилась. При нормальном водоизмещении 53 050 т экономичная скорость хода составляет 14 уз. при 140 об/мин, боевая экономичная - 18 уз. (180 об/мин). Движители корабля - четы­ре бронзовых малошумных пятилопастных гребных винта фиксированного шага диаметром 4260 мм и массой 12 524 кг каждый.





null



null

null

null


Категория: Авианосцы | Добавил: Starter (08.04.2009) | Автор: Марат
Просмотров: 1798 | Теги: флот, авианосец, кузнецов |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обмен Ссылками
Русская Армия- Сайт посвященный Нашему оружию, и нашим героям
Здесь код кнопки и обмен ссылками.



Все текстовые, графические и мультимедиа материалы, размещённые на сайте, принадлежат их авторам и демонстрируются исключительно в ознакомительных целях. © 2009
Хостинг от uCoz Создать бесплатный сайт с uCoz