Ка-52 - двухместная модификация серийного ударного вертолета Ка-50. Отличается от предшественника новой носовой частью с двухместной кабиной и бортовым комплексом оборудования нового поколения.
Ка-52 предназначен для огневой поддержки наземных войск, уничтожения малоразмерных подвижных бронированных и небронированных целей, поражения живой силы и борьбы с малоскоростными воздушными целями. Ка-52 призван существенно повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов, что достигается за счет аппаратурного обмена информацией в реальном масштабе времени и непрерывности командного управления в ходе боевой операции.
На Ка-52 установлен многофункциональный комплекс пятого поколения «Аргумент-2000», который является базовым комплексом для семейства аппаратов марки «Ка» различного назначения. «Аргумент-2000» отличается от своих предшественников открытой архитектурой построения. К числу унифицированных частей комплекса относятся БЦВМ «Багет-53», пилотажно-навигационный комплекс ПНК-37ДМ, обзорно-пилотажная система круглосуточного действия ТОЭС-520, бортовой комплекс связи БКС-50, комплекс обороны и другие. Вся необходимая информация в кабине выводится на многофункциональные цветные индикаторы и нашлемные индикаторы летчиков. Управление бортовым оборудованием у каждого пилота сосредоточено на многофункциональном пульте и на рукоятках рычагов управления вертолетом.
В состав комплекса «Аргумент-2000» в качестве подкомплекса входит двухканальная РЛС «Арбалет-52». Канал РЛС с носовой антенной и большой апертурой служит для поиска и атаки целей на удалении 15-20 км, а также для выполнения низковысотного полета в сложных погодных условиях. Другой канал РЛС с надвтулочной антенной и меньшей апертурой обеспечивает круговой обзор в интересах противоракетной обороны вертолета и общего контроля воздушной обстановки.
Пилотирование Ка-52 днем и ночью осуществляется с использованием обзорно-поисковой системы (ОПС). Основу ОПС составляют ТОЭС-520, шарообразная головка которой размещена слева под носовой частью кабины экипажа, и нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ). ТОЭС имеет тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, а НСЦИ - нашлемные микродисплеи. С их помощью пилоты могут круглосуточно осуществлять обзор местности, обнаруживать препятствия и ориентиры, производить посадку на необорудованные и неосвещенные площадки. Для выполнения низковысотного полета в сложных погодных условиях наряду с ТОЭС используется канал РЛС подкомплекса «Арбалет-52». Управление головкой ТОЭС производится автоматически от сигналов датчиков позиционирования, отслеживающих положения шлема пилота.
Поиск и атаку цели пилот производит с использованием поисково-прицельной системы (ППС). ППС включает многоканальную систему круглосуточного действия ГОЭС-451, шаровая головка которой расположена сверху на кабине экипажа. В ней на стабилизированной платформе размещены телевизионный, тепловизионный каналы, лазерный дальномер-целеуказатель, обнаружитель лазерного пятна подсвета цели и лазерная система наведения в цель ПТУР. Для обнаружения и атаки цели в сложных погодных условиях ГОЭС сопряжена с каналом РЛС подкомплекса «Арбалет-52». Изображение цели и окружающей местности индицируется на многофункциональных цветных дисплеях на приборной доске и дублируется на нашлемных микродисплеях НСЦИ. Управление головкой ГОЭС подобно управлению ТОЭС-520. Необходимая пилотажная и прицельная информация выводится также на индикатор на лобовом стекле.
Открытая архитектура комплекса «Аргумент-2000» вертолета Ка-52 базируется на интегрированной вычислительной системе высокого быстродействия и большого объема памяти, использует мультиплексные гостированные каналы обмена информацией и программно-математическое обновляемое обеспечение. Это позволяет успешно применять различные виды стрелково-пушечного, ракетного управляемого и неуправляемого вооружения.
Ка-52 на 85% унифицирован с серийным Ка-50. От него вертолет унаследовал несущую систему, крыло, оперение, шасси. Конструкция средней и хвостовой частей фюзеляжа также не претерпела изменений. Главное отличие - новая передняя часть с двухместной кабиной. Пилоты размещаются рядом на катапультируемых креслах К-37-800, таких же, как на Ка-50. В кабину экипаж попадает через откидывающиеся вверх створки фонаря. Рычаги управления вертолетом есть как на левом месте, так и на правом. Приборное оборудование кабины стало новым: большую часть традиционных электромеханических указателей заменили четыре жидкокристаллических дисплея. На Ка-52 установлены модернизированные двигатели ВК-2500.
Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолета (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов, ПТУР «Вихрь» с лазерной системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25МЛ. Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в ГосМКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12 и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части - 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5200 м. Х-25МЛ предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных (надводных) целей: РЛС и пусковых установок комплексов ЗУР, самолетов на открытых стоянках и в легких укрытиях, легких мостов и переправ, малотоннажных судов, железнодорожных эшелонов и других целей. Ракета имеет полуактивную лазерную систему самонаведения.
Благодаря установке двигателей ВК-2500 летные характеристики вертолёта, несмотря на возросшую массу, практически не изменились, по сравнению с Ка-50.