ЗРК «Оса» 9К33 малой дальности является всепогодным автономным самоходным средством ПВО, который предназначен для борьбы с пилотируемыми (самолетами, вертолетами) и беспилотными (КР, ДПЛА) СВН в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника.
Он имел хорошую проходимость, мог преодолевать водные препятствия вплавь, имел высокие огневые возможности, помехоустойчивость и малое работное время.
Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальностей от 2,2-3,6 до 8,5-9 км (на высотах 50-100 м максимальная дальность уменьшалась до 4-6 км). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с на высотах 200-5000 м, дальняя граница зоны поражения достигала 7,1 км. Параметр составлял от 2 до 4 км. По результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4С «Фантом-2» одной ракетой составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м.
По уровню помехозащищенности ЗРК «Оса» превосходил средства ПВО первого поколения и в настоящее время может успешно бороться с различными СВН.
К боевым средствам относятся: боевая машина (БМ) 9АЗЗБМЗ; зенитные ракеты (ЗУР) 9МЗЗМЗ (9МЗЗМ2) в транспортно-пусковых контейнерах.
Функционирование боевых средств комплекса обеспечивается применением технических средств в составе: машины технического обслуживания (МТО) 9В210М3; юстировочной машины 9В914; транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т17БМ2; автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станцией (АКИПС)9В242-1; машины группового ЗИП 9Ф372МЗ; комплекта наземного оборудования 9Ф16М2.
Помимо перечисленных систем в состав боевой машины входят: радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с наземным радиолокационным запросчиком; радиолокационная станция сопровождения цели (ССЦ); двухканальная радиолокационная станция визирования ракет (СВР); двухканальный счетно-решающий прибор (СРП); двухканальная станция передачи команд (СПК); система стартовой автоматики и пусковое устройство; телевизионный оптический визир и другие системы.
Для обучения и тренировки расчетов БМ в боевой работе в условиях сложной воздушной обстановки без расходования ресурса боевых средств применяется электронный тренажер 9Ф632.
БМ9А33Б – автономная всепогодная огневая единица, способная самостоятельно обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении и обстреливать одну из них с короткой остановки двумя ракетами с радиокомандной системой наведения. Время свертывания и развертывания БМ не превышает 5 минут.
Удачная конструкция шасси, выпускаемого в вариантах БАЗ-5937 (основной) и БАЗ-5939 (имелся отбор мощности от коробки передач для привода гидронасоса) обеспечивала максимальную скорость движения по дорогам и на плаву до 80 и 10 км/ч соответственно. Колесное, корпусное, плавающее шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами обеспечивало размещение и транспортировку оборудования массой до 7200 кг, эксплуатацию БМ в диапазоне температур от +500 до –400 С, при скорости ветра до 20 м/с, в осадках интенсивностью до 5 мм в минуту, при влажности окружающего воздуха до 98% и +200 С, в условиях запыленности до 2,5 г на м3 и высоте до 3000 м над уровнем океана. БМ транспортировалась воздушным и железнодорожным транспортом.
СОЦ представляет собой РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона с высокой степенью защиты от помех, которая решает задачи обнаружения воздушных целей и выдачи координат их местоположения. Стабилизированная в горизонтальной плоскости антенна вращается со скоростью 33 оборота в минуту и обеспечивает разведку воздушных целей в движении. Обзор воздушного пространства в угломестном секторе 270 осуществляется путем последовательной переброски луча при каждом обороте антенны в один из трех положений (два нижних по 40 и один верхний 190). Ее возможности обеспечивали обнаружение цели типа истребитель на дальностях до 40 и 27 км при высоте ее полета 5000 м и 50 м соответственно.
Станция сопровождения целей (ССЦ) служит для поиска целей по данным СОЦ, их захвата на автосопровождение по угловым координатам и дальности и выдачи точных текущих координат цели на СРП. ССЦ обеспечивает захват и автосопровождение цели при высоте полета 5000 м и 50 м на дальностях 23 и 14 км соответственно с высокой точностью определения текущих угловых координат (не более 0,3 деления угломера) и дальности (до 3 м) цели. Станция защищена от активных и пассивных помех.
Счетно-решающий прибор (СРП) при поступлении информации от ССЦ решает задачу встречи ЗУР с целью и вырабатывает данные для своевременного пуска ракеты.
Твердотопливная ЗУР 9М33 с радио командной системой наведения на цель выполнена по аэродинамической схеме «утка» со свободно вращающимся относительно ее продольной оси крыльевым блоком и двумя парами рулей. Она оснащена осколочной БЧ массой 15 кг, неконтактным радиовзрывателем (радиус срабатывания 5 м) и трассерами в хвостовой части для ее сопровождение телевизионно-оптическим визиром. В войска ЗУР поступала полностью боеготовой, не требовала дополнительных работ (кроме регламентной проверки) и предстартовой подготовки (рабочая частота бортовой аппаратуры устанавливалась при заряжании БМ), унифицирована с ЗУР корабельного ЗРК «Оса-М». Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществлялся с интервалом в 3-5 с между ними. При стрельбе по целям, действующим на высотах 50-100 м, ракета наводилась на них сверху вниз, что снижало ошибки наведения и исключало преждевременное срабатывание радиовзрывателя по отраженному от земли сигналу. При стартовой массе в 128 кг средняя скорость полета ЗУР составляла 500 м/с.
ТЗМ Т217Б обеспечивала транспортировку восьми ЗУР и заряжание ими БМ.
Неотъемлемой частью ЗУР является транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета находится в течение всего времени эксплуатации. Ракета поставляется в войска в окончательно снаряженном виде.
В процессе эксплуатации ракета подвергается только периодическим проверкам технического состояния с помощью АКИПС 9В242-1.
Заряжание БМ ЗУР производится с помощью ТЗМ 9Т217БМ2, которая кроме этого обеспечивает временное хранение и транспортировку от одной до двенадцати ракет, закрепленных в пакетах (по шесть ракет с каждой стороны машины) и перевозку до 550 л запаса топлива для БМ. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ на ТЗМ установлен поворотный гидравлический кран.
Организационно, как правило, четыре БМ, две ТЗМ и батарейный командирский пункт (БКП) образуют зенитную ракетную батарею, которая может использоваться как автономно, так и в составе зенитного ракетного дивизиона или полка. В состав полка (дивизиона) входят командный пункт (КП), до пяти (трех) батарей, техническая батарея, в том числе МТО 9В210МЗ, ЮМ 9В914, ЗИП 9Ф372МЗ.
Зенитные ракетные полки могут входить в состав мотострелковых дивизий или являться полками армейского (корпусного) подчинения, а зенитные ракетные дивизионы - в состав мотострелковых (танковых) бригад.
В качестве БКП используются подвижные пункты управления типа ПУ-12М или ППРУ-М1, обеспечивающие управление боевыми действиями батареи планшетным способом (по радио или телефону). В качестве средств АСУ на КП полка (дивизиона) могут использоваться машина сбора, обработки, передачи радиолокационной информации СМ МП-25 и машина боевого управления КШМ МП-22 или ПУ-12М.
Радиолокационное обеспечение КП полка (дивизиона) осуществляется РЛС типов П-19(15) и П-18(12).
После принятия на вооружение ЗРК "Оса" сразу начались работы по модернизации с целью расширения его зоны поражения и повышения боевой эффективности (вариант «Оса-А»), а также по созданию комплекса с увеличенным до шести количеством ЗУР, размещенных на БМ в транспортно-пусковых контейнерах («Оса-К»). В 1973 г. разработка обоих вариантов была завершена и проведены их совместные заводские испытания. Последующие работы предусматривали установку на опытном образце боевой машины 9А33БМ нового антенно-пускового устройства для шести ракет 9М33М2 в ТПК. Модернизированный комплекс 9К33М2 в составе новой БМ 9А33БМ2 и ракеты 9М33М2 в 1975 г. был принят на вооружение.
Состояние и варианты модернизации
В настоящее время серийное производство комплекса прекращено.
Невысокая стоимость, простота использования, эксплуатационная надежность и высокая эффективность стали причинами сохранения многими странами этого ЗРК на вооружении и их заинтересованности в дальнейшем его использовании.
Вариант модернизации БМ ЗРК «Оса» (ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол») был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2005. Он предполагает оснащение БМ системой опознавания страны-заказчика, увеличение дальности поражения целей до 14 км, повышение надежности и эффективности функционирования радиоэлектронной аппаратуры, замену ТОВ электронно-оптической системой с круглосуточным тепловизионным каналом, улучшение условий обитаемости экипажа и другое. Для этого БМ оснащается кондиционером, тепловизором, системой пассивной радиолокации Л-150, комплексом оптико-электронного подавления «Пурга» и др. средствами. По желанию заказчика БМ может быть оснащена контрольно-записывающей аппаратурой КЗА-058, отвлекающим устройством ОУ-1 для защиты от ударов ПРР и доработана с целью использования в качестве мишенного комплекса «Саман-М».
Пассивная система обнаружения Л-150 по радиоизлучению бортовых авиационных средств управления и наведения ВТО в диапазоне 8-18 ГГц определяет направление на источник излучения по азимуту и углу места с точностью до 30 на дальности не менее 30 км и его автосопровождение с дальности 28 км. В совокупности с широкодиапазонным аэрозольным комплексом «Пурга», ОУ-1, наружной и внутренней противоосколочной защитой это значительно повышает помехозащищенность и живучесть БМ в условиях массированного применения противником радиоэлектронных помех и ПРР типа HARM.