Комплекс 9К79 «Точка» (ОТР-21) предназначен для поражения особо важных одиночных, групповых и площадных неподвижных целей в тактической глубине обороны противника: ракетных установок, наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления, стоянок самолетов и вертолетов, легкобронированной техники. Комплекс имеет дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.
Состав отдельной ракетной бригады (армейские) - 2-3 отдельных ракетных дивизиона. В отдельном ракетном дивизионе - 2-3 стартовые батареи по 2-3 ПУ. Итого - от 4 до 9 пусковых установки в ордн и от 8 до 27 пусковых установок в орбр.
Состав комплекса: тактические ракеты 9М79Б, 9М79Б1, 9М79К и 9М79Ф (5 единиц); самоходная пусковая установка 9П129; транспортно-заряжающая машина 9Т218; транспортная машина 9Т222 или 9Т238; автоматизированная контрольно-испытательная машина 9В818 или 9В819 или 9В820 с генератором ЭСБ-12-ВС/400-М1У1 на прицепе; машина технического обслуживания 9В844.
Тактические ракеты 9М79Б, 9М79Ф, 9М79К
Дальность стрельбы: максимальная - 70 км, минимальная - 15 км.
Боевая часть: 9М79Б - ядерная АА-60 (мощность от 10 до 100 кт); 9М79Б1 - ядерная АА-86; 9М79Ф - осколочно-фугасная 9Н123Ф, масса - 482 кг, количество осколков - 14500, высота подрыва - 20 м.; 9М79К - кассетная 9Н123К, масса - 482 кг, наполнение - 50 осколочных суббоеприпасов (18000 осколков), высота подрыва - 2000 м, приведенная площадь поражения - 3,5-7 га;
Система управления - инерциальная. КВО - 250 м. Масса ракеты - 2000 кг. Габариты: длина - 6400 мм, диаметр - 650 мм, размах - 1440 мм. Скорость полета - 300-500 м/с. Двигатель - РДТТ (тяга - 9788 кгс). Топливо - смесевое твердое ДАП-15В. Перевозка ракеты в ТПК: ракета - 9Я234, БЧ - 9Я236.
9М79ФР «Точка-Р» - тактическая ракета для поражения РЛС.
Система наведения - пассивная радиолокационная. Дальность захвата РЛС - до 15 км. КВО - 45 м. Боевая часть 9Н123ФР - осколочно-фугасная. Район поражения - более 2 га.
Ракета 9М79 - одноступенчатая, управляемая с Х-образным расположением рулей и крыльев. Неотделяемая головная часть (ГЧ) может быть в ядерном (АА-60), фугасном (9Н123Ф), кассетном (9Н123К, пятьдесят суббоеприпасов) и в другом снаряжении. Стыкуется головная часть с корпусом ракеты 6-ю откидными болтами по кольцевому соединению, а электрическая связь осуществляется кабелем. Крылья ракеты в транспортном положении складываются навстречу друг другу попарно.
Старт ракеты осуществляется с наклонной направляющей, а после пуска ракета производит доворот в сторону цели. Направление заезда пусковой установки на цель для "Точки" составляет ±15 градусов, что при засечке траектории уменьшает вероятность определения точки пуска.
Ракета на всей траектории полета управляется автономной, инерциальной, с бортовым цифровым вычислительным комплексом системой управления, что обеспечивает высокую точность попадания. Для повышения эффективности поражения цели ракета совершает манёвр (доворот по тангажу) и пикирование на нее под углом, близким к 90 градусам. С этой же целью ось заряда фугасной ГЧ 9Н123Ф направлена вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол, а для достижения максимальной площади поражения осуществляется воздушный подрыв на высоте 20 метров. Расчеты полётного задания ракеты производятся с использованием цифровых карт местности, полученных при космической или аэрофотосъемке территории противника.
Аппаратура системы управления (командно-гироскопический прибор (КГП, 9Б64), дискретно-аналоговое вычислительное устройство (ДАВУ, 9Б65), блок бортовой автоматики (9Б66) и блок управления (9Б150) размещаются в приборном отсеке. Оптическая связь КГП на борту ракеты с наземной аппаратурой пусковой установки или автоматизированной контрольно-испытательной машины обеспечивается светопроводом.
Твердотопливный однорежимный двигатель в корпусе из высоколегированной стали с номинальной тягой 9788 кгс обеспечивает скорость полета ракеты 300-500 м/c. На корпусе снаружи установлены крылья, верхние и нижние бугели (для транспортировки и перегрузки ракеты), а также датчик схода для подачи сигнал в момент схода ракеты с направляющей. Зажигание заряда 9Х151 (перхлорат аммония, каучук с добавлением алюминиевого порошка) производится воспламенителем, который срабатывает от двух пиропатронов предохранительного типа 15Х226.
В хвостовом отсеке размещены 4 рулевые машины (две нижних и две верхних) с исполнительными органами управления (4 аэродинамических и 4 газодинамических руля). На начальном участке траектории полета, когда скорость ракеты недостаточна для эффективного действия аэродинамических рулей, ракета управляется газодинамическими, а впоследствии - аэродинамическими решетчатыми рулями. В хвостовом отсеке размещается также питающая гидравлическая установка (9Б67) с гидроприводом (9Б616) для обеспечения работы рулевых машин и турбогенераторный источник питания (9Б149) в составе газотурбинного блока (9Б152), блока сопротивлений (9Б151) и блок регуляторов (9Б242).
При оснащении ракеты осколочно-фугасной боевой частью (БЧ) массой 482 кг (масса ВВ 162,5 кг) и высоте подрыва 20 м она обеспечивает поражение целей на площади 2-3 га. При этом может быть образовано до 6000, 4000 и 4500 осколочных элементов массой около 21, 10 и 5,5 г соответственно. Кассетная БЧ массой 482 кг с 50 боевыми элементами (масса ВВ 1,45 кг в каждом) при подрыве на высоте 2000 м обеспечивает поражение точечных целей на площади 3,5-7 гектар
Самоходная пусковая установка (СПУ) 9П129
База - колесная «объект 5921» (6х6). Расчет - 3 чел. Масса: снаряженная - 18,145 т., пустой - 17,8 т. Клиренс - 400 мм. Двигатель - дизель 5Д20Б-300, мощность - 300 л.с. Скорость: по шоссе - 60 км/ч., по грунту - 40 км/ч, по бездорожью - 15 км/ч, на плаву - 8 км/ч. Запас хода - 650 км. Время подготовки к пуску: из готовности №1 - 2 мин, с марша - 16-20 мин; ухода с огневой позиции - 1,5 мин. Интервал между пусками - 40 мин.
Пусковая установка 9П129 предназначена для транспортировки и пуска одной ракеты. Аппаратура ПУ обеспечивает решение задач по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения пусков ракет не требуется. Пуск по цели может быть проведен через 16-20 минут после марша и прибытия на позицию.
Высокая живучесть достигается наличием возможности покидания позиции через 1,5 минуты после старта, а также поднятием ракеты за 15 секунд до пуска. При прицеливании, несении боевого дежурства и выполнении большинства операций предпускового цикла ракета находится в горизонтальном положении. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, а грузовое отделение закрыто сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрываются и направляющая устанавливается под углом возвышения 78 градусов.
Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым давлением воздуха. Для движения по воде предусмотрены водометные движители - насосы пропеллерного типа. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.
Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218
Экипаж - 3 чел. Масса - 18,145 т. Скорость: по шоссе - 60 км/ч., по грунту - до 40 км/ч, на плаву - до 8 км/ч. Запас хода - 650 км. Гидропривод, стреловой кран. Время перезарядки пусковой установки - 19 минут.
Транспортно-заряжающая машина основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.
Средства управления связи - КШМ Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123)
Транспортные машины (ТМ) 9Т222 и 9Т238
Активный автопоезд в составе тягача ЗиЛ-137 (9Т222) или ЗиЛ-137Т (9Т238) и полуприцепа 99511. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа: 9Т222 - передача гидравлическая, 9Т238 - передача механическая. Количество перевозимых: ракет - 2 ед., или головных частей - 4 ед.
Комплект арсенального оборудования 9Ф370: контейнеры для транспортировки: ракет - 9Я234, БЧ - 9Я236; аэродромно-складские тележки 9Т114 (для перевозки контейнера 2Я236), 9Т127 и 9Т133 (для перевозки контейнера 2Я234); для перевозки ракет и БЧ используются изотермические вагоны 9Т62, 9Т63, 9Т610; перегрузка ракет производится с помощью траверс 9Т315, 9Т316, балок 9Т64, 9Т66, стоек 9Т55.
Средства технического обслуживания и регламентных работ: автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 для проведения регламентных работ с РЧ и БЧ, кроме специальных; машина технического обслуживания МТО 9В844 - для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ; машина технического обслуживания МТО-4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей); комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ с РЧ и БЧ на базах и арсеналах.