Бронетранспортер БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 году. Он разработан конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А. Шабалина и предназначен, прежде всего, для транспортирования личного состава воздушно-десантных подразделений. Бронетранспортер может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом.
При создании бронетранспортера в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1. Компоновка базовой машины сохранена: в кормовой части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение, а отделения управления и десантное занимают соответственно переднюю и среднюю части полностью закрытого герметичного корпуса бронетранспортера.
Корпус БТР-Д имеет сварную конструкцию и изготовлен из плит высокопрочной алюминиевой брони. При относительно небольшой массе эта броня защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. По сравнению с БМД-1 длина корпуса бронетранспортера увеличена на 483 мм.
В отделении управления по продольной оси корпуса оборудовано место механика-водителя. В его распоряжении находятся три сменных перископических прибора и инфракрасный прибор ночного видения. По обе стороны от механика-водителя установлены сиденья пулеметчиков, ведущих стрельбу из курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, смонтированных в верхнем лобовом бронелисте корпуса.
Высота бортов корпуса в зоне десантного отделения несколько увеличена. В лобовом бронелисте этого отделения имеются смотровые окна, в боевой обстановке закрывающиеся броневыми щитками. В этом месте установлены еще два 7,62-мм пулемета ПКТ, стрельбу из которых ведут бойцы перевозимого десанта. Имеются также бронетранспортеры, у которых вместо этих пулеметов на крыше десантного отделения установлена вращающаяся башенка с дистанционно управляемым пулеметом ПКТ, а также бронетранспортеры' с двумя 7,62-мм пулеметами ПКСМ или одним 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя», установленными открыто на лобовом листе.
Десантное отделение вмещает десять полностью экипированных десантников. Посадка и спешивание десанта осуществляются через два люка в крыше десантного отделения и большой люк с прямоугольной крышкой в кормовой части корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах десантного отделения оборудовано по две амбразуры с шаровыми установками. Кроме того, имеется еще одна амбразура в задней стенке десантного люка. Над этими амбразурами установлены перископические приборы наблюдения.
В моторно-трансмиссионном отделении бронетранспортера установлен такой же, как на БМД-1, шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20, развивающий максимальную мощность 177 кВт. Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы объединены в единый силовой блок.
В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть обрезиненных опорных катков и пять поддерживающих роликов. Ведущие колеса расположены сзади. Подвеска опорных катков индивидуальная гидропневматическая, позволяющая механику-водителю с его рабочего места изменять клиренс в диапазоне от 110 мм до 450 мм. С помощью гидравлического устройства он может также изменять натяжение гусениц. На БТР-Д использованы такие же, как на БМД-1, стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическим шарниром.
Бронетранспортер БТР-Д обладает хорошими скоростными характеристиками и высокой проходимостью на пересеченной местности, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью. Он способен преодолевать подъем крутизной 32— 35°, вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м. Водные преграды бронетранспортер преодолевает вплавь со скоростью 10 км/час. Движение на плаву обеспечивают два водометных движителя.
В качестве средств связи на всех бронетранспортерах установлена радиостанция Р-123М. Для постановки дымовых завес используются термодымовая аппаратура и четыре дымовых гранатомета 902В. Бронетранспортер оборудован также автоматической противопожарной системой и системой противоатомной защиты.
Шасси бронетранспортера БТР-Д широко используется для создания различных бронированных боевых и вспомогательных машин. Были разработаны и выпускались следующие машины:
1В119 — машина управления артиллерией: БТР-РД — истребитель танков с ПТРК9К111 «Фагот»; БМД-КШ "Синица" — командно-штабная машина батальонного звена с двумя радиостанциями Р-123. 1В119 "Реостат" — машина управления артиллерией. Оснащается РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером (дальность до 8 км), дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107. Экипаж размещается в рубке, приборы установлены во вращающейся башенке. Вооружение включает курсовой ПКТ, ПЗРК, три РПГ типа “Муха”. БТР-ЗД — бронетранспортер для перевозки расчетов зенитных ракетных комплексов. Используется также в качестве самоходного шасси для 23-мм спаренной зенитной установки ЗСУ-23; «Нона-С» — самоходное 120-мм орудие; БТРД-КШМ «Сорока» — командно-штабная машина звена «полк-бригада», оборудована двумя радиостанциями Р-123, двумя Р-111, разведывательной радиостанцией Р-130 и засекречивающей аппаратурой связи: станция пуска и управления беспилотным летательным аппаратом «Шмель»; БРЭМ-Д — бронированная ремонтно-эвакуационная машина с краном-стрелой, тяговой лебедкой, сошником-лопатой и сварочным оборудованием.