В начале 60-х годов советские конструкторские бюро приступили к разработке нового бронетранспортера, который должен был прийти на смену устаревшему колесному бронетранспортеру БТР-50П. Проектно-конструкторские работы завершились довольно быстро, и вскоре были готовы первые прототипы. По своим боевым возможностям они намного превосходили колесных предшественников. Как следствие, полностью была пересмотрена тактика их применения на поле боя. Таким образом, впервые в мире в СССР появилась новая категория военных машин — боевые машины пехоты (БМП). Впервые официальный показ БМП состоялся в 1967 г., когда значительное количество этих машин уже находилось на вооружении механизированных частей Советской Армии.
Машина, получившая обозначение БМП-1, является гусеничной, что обеспечивает ей высокую подвижность как по бездорожью, так и по дорогам с разными типами покрытия. В передней части корпуса находятся силовое отделение (справа) и отделение управления (слева). Среднюю часть корпуса занимает боевое отделение с башней кругового вращения. За ним размещается десантное отделение.
Корпус БМП-1 сварен из стальных катаных броневых листов. Его особенностью является очень большой наклон лобовых плит, — верхняя броневая плита расположена почти горизонтально. Такой большой угол наклона увеличивает вероятность рикошета, что крайне важно при незначительной толщине брони (около 30 мм). Дополнительным элементом защиты служит волноотражательный щиток, лежащий на верхней лобовой плите. В корпусе имеется ряд отверстий; спереди это люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, посередине — погон башни, сзади — люки (в крыше), лючки для монтажа стрелковых гнезд (по бортам), проем для большой двухстворчатой двери. Большинство из них закрывается крышками, часть которых выполнена из легких сплавов. Такое решение до некоторой степени ослабляет броневую защиту, но только в тех местах, поражение которых снарядом относительно маловероятно. К преимуществам такого решения следует отнести уменьшение массы бронирования, что имеет большое значение для сохранения плавучести, и простоту обслуживания машины — все панели может снять один человек.
Стрелковые гнезда в бортах БМП прикрыты снаружи дополнительными крышками каплеобразной формы, которые открываются изнутри с помощью ручек. Почти всю кормовую стенку занимают двери, подвешенные на петлях у боковых стенок корпуса и открывающиеся наружу. Таким образом обеспечивается частичная защита от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину солдат десанта. Кроме того, двери выполняют функцию топливных баков. На время ведения боевых действий рекомендуется отсоединить их от топливной системы и заполнить песком, чтобы обеспечить дополнительную защиту от огня противника и повысить пожарную безопасность.
Наружи к боковым стенкам корпуса крепятся экраны из легких сплавов, которые закрывают верхние ветви гусениц. При плавании они создают так называемый гидродинамический туннель, который играет важную роль в формировании движущей силы на воде.
В средней части корпуса установлена башня кругового вращения. Она изготавливается методом литья, после чего к ней приваривается крыша из катаной броневой стали. В крыше имеется люк, крышка которого открывается вперед и тем самым обеспечивает защиту находящемуся за ней члену экипажа.
В отделении управления установлено кресло механика-водителя. Перед ним располагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги и другие органы управления агрегатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравлической системы, что сильно облегчает работу механика-водителя. Для наблюдения за местностью механик-водитель располагает тремя перископами, расположенными по окружности его люка, крышка которого поворачивается вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.
Командир машины попадает на свое место, расположенное за креслом механика-водителя, через люк в корпусе. Крышка этого люка лежит на подшипниках и вращается на 360°. Вместе с ней вращается универсальный прибор наблюдения ТКН-3, спаренный с инфракрасным прожектором, и два перископа. В распоряжении командира БМП имеется развитая система средств связи.
В башне кругового вращения установлена гладкоствольная 73-мм пушка 2А28, спаренная с пулеметом калибра 7,62 мм. Пушка не стабилизирована, но оснащена электрическими приводами наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В вертикальной плоскости ствол пушки перемещается в пределах от -4° до +33°. Незначительный угол снижения пушки обусловлен низкой башней и конструкцией передней части корпуса, что же касается угла возвышения, то он сравним с аналогичной характеристикой других боевых машин, имеющих подобное назначение или вооружение. Например, у шведского CV 90 угол возвышения пушки составляет +35°. Столько же и у английского легкого танка «Скорпион».
Боекомплект состоит из 40 реактивных снарядов. Когда снаряд покидает ствол пушки, включается реактивный двигатель, разгоняющий его до скорости 700 м/с. При такой невысокой скорости полета снаряд весьма чувствителен к порывам ветра. Пушка заряжается автоматически с помощью автомата заряжания при установке ствола на угол +3°30'. Магазин с боекомплектом размещается по окружности погона башни (снаряды стоят в вертикальном положении). Такое решение позволило наводить пушку на цель и вести огонь одному человеку — наводчику, который располагается слева от пушки.
В качестве дополнительного вооружения на БМП-1 смонтирована пусковая установка противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14 «Малютка». Направляющая расположена перед башней (над пушкой) и механически связана с ней. Через специальный люк наводчик изнутри башни вручную устанавливает ПТУРС на пусковом рельсе. Подготовка пусковой установки к выстрелу занимает около 50 секунд. В полете снаряд управляется по тянущемуся за ним проводу, который соединен с пультом управления. Наводчик корректирует полет ПТУРСа при помощи ручки, напоминающей компьютерный джойстик. Обычно пульт управления ПТУРСами хранится под креслом наводчика. По причине отсутствия соответствующих приборов наблюдения и прицеливания, стрельба ПТУРСами возможна только в светлое время суток.
Помимо очевидных плюсов (нечувствительность к помехам, простота блоков связи «машина-снаряд») проводной способ наведения противотанковых реактивных снарядов на цель имеет не менее весомые минусы: ограничение дальности и скорости полета снаряда, задержка реакции снаряда на управляющий сигнал, невозможность установки на пусковую, направляющую нового ПТУРСа до тех пор, пока первый не долетит до цели. Если не считать перечисленных недостатков, то противотанковые реактивные управляемые снаряды БМП-1 еще тогда имели внушительную эффективную дальность стрельбы — 3000 м. В состав возимого боекомплекта БМП-1 входят пять ПТУРС 9М14 «Малютка»: один на пусковой направляющей, два в башне и два в корпусе.
Для прицеливания и наблюдения за местностью впереди машины наводчик имеет в своем распоряжении универсальный прибор с дневным и ночным каналами ТПН-22М1. Его дополняют четыре перископа. В ночное время прибор обеспечивает ведение наблюдения на расстоянии до 900 м. Измерение дальности осуществляется при помощи оптического дальномера, действие которого основано на оценке высоты наблюдаемой цели. Базой прицела (основой шкалы дальномера) является цель высотой 2,7 м.
В кормовой части корпуса располагается десантное отделение, рассчитанное для перевозки пехотного отделения в составе из восьми солдат с полной выкладкой. По продольной оси машины тут установлен основной топливный бак, который одновременно служит спинкой для сидящих спиной к спине солдат.
Шесть десантников, занимающих места со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через предусмотренные для этой цели стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также располагает стрелковым гнездом и своим огнем может прикрывать машину с кормы. Последний десантник сидит у правой створки двери и имеет в своем распоряжении только перископ для наблюдения за местностью. Он является старшим десанта и поддерживает связь с командиром БМП.
На БМП-1 установлен многотопливный шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения УТД-20, развивающий мощность 221 кВт при 2600 об/мин. При боевой массе машины около 13 тонн он дает удельную мощность порядка 17,0 кВт/т и обеспечивает высокую подвижность БМП-1. Оригинально решен способ принудительного воздушного охлаждения силового отделения и радиатора. Фактором, обеспечивающим циркуляцию воздуха, является эжектор, входящий в состав выхлопной системы. Выхлопные газы, смешанные с воздухом, прошедшим через силовое отделение, выбрасываются наружу через решетку, которая находится на крыше корпуса с правой стороны, перед башней. Такое решение позволило также снизить температуру выхлопных газов.
Двигатель составляет один блок с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Весь силовой агрегат крепится в трех точках, что облегчает его демонтаж и замену. Механическая двухвальная пятискоростная коробка передач отделена от двигателя многодисковым главным фрикционом. Картер коробки передач помимо своей основной функции играет роль маслобака системы смазки и управления. На верхней поверхности коробки смонтирован ряд механизмов системы управления, в том числе приводы переключения скоростей. В случае повреждения гидравлической системы многие ее функции дублируются аварийной пневматической системой.
Выполнение поворотов, равномерное прямолинейное движение и торможение обеспечиваются двумя планетарными механизмами поворота. Эти устройства выполнены на основе планетарной передачи и группы муфт и тормозов, управляющих их работой. Такой агрегат позволяет выполнять повороты с двумя установленными радиусами (первый — около 9 м, второй равен расстоянию между осями гусениц БМП-1). Для торможения и надежной остановки машины (например на склоне) применяются механические ленточные тормоза.
В состав ходовой части машины входят двенадцать независимо подвешенных опорных катков. Упругими элементами подвески являются торсионные валы.
Из-за поперечной просадки торсионов подвеска правой стороны немного смещена вперед по отношению к левой. Опорные катки с резиновыми бандажами крепятся на балансирах. С балансирами первых и последних подвесок взаимодействуют телескопические гидравлические амортизаторы. В конструкции подвески заметно явное стремление создателей БМП уменьшить массу машины и в то же время увеличить выталкивающую силу при движении по воде. Балансиры почти по всей своей длине имеют внутреннюю полость. В то же время полости некоторых балансиров заглушены деревянными пробками с целью образования герметических воздушных камер. Интересна также конструкция опорного катка. Он сваривается из двух тонкостенных штампованных профилей, ступицы и кольца с резиновым бандажом. Таким образом, внутри катка получается герметическая воздушная камера довольно большого объема. Наличие такого количества пустот значительно повышает выталкивающую силу на воде и в то же время обеспечивает требуемую жесткость диска катка при движении по суше. Направляющие колеса и механизмы натяжения гусениц расположены в задней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится механически изнутри десантного отделения.
На БМП-1 применяются стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическими шарнирами. Каждый трак имеет два стальных пальца, концы которых у соседствующих траков соединяются замками. Этот способ широко распространен и применяется в конструкциях современных танков и других гусеничных боевых машин. К концам каждого трака приварены направляющие гребни. Верхняя ветвь каждой гусеницы закрыта экраном и опирается на три поддерживающих ролика.
БМП-1 преодолевает водные преграды вплавь. Движение на воде обеспечивается путем перематывания гусениц. Верхние ветви гусениц закрыты экранами, которые образуют гидродинамические туннели. Разогнанные перематывающимися в них гусеницами, потоки воды ударяют в защиту ведущих колес, заставляя, таким образом, машину двигаться. В то же время грунтозацепы нижних ветвей гусениц играют роль лопаток. На воде БМП-1 развивает скорость около 7 км/ч. Повороты выполняются путем изменения скорости перематывания одной из гусениц, радиус поворота при этом достаточно
велик. Перед входом машины в воду с помощью пневмоприводов поднимаются волноотражающий щиток, расположенный в передней части корпуса, и воздухозаборная труба для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обеспечения механику-водителю хорошей видимости — волноотражающий щиток закрывает обзор перед машиной — устанавливается специальный перископ ТНПО-350Б. Чтобы обеспечить требуемую герметичность корпуса, солдаты десанта приводят в действие механизм доводки, который вжимает кормовые двери в их гнезда.
БМП-1 оснащена автоматической системой пожаротушения, фильтровентиляционной установкой и системой обогрева обитаемых отделений.
В ходе производства БМП-1 непрерывно совершенствовалась, С 1969 по 1973 год в серии находилась усовершенствованная БМП-1 (объект 765Сп2) с боевой массой 13,0 т, С 1973 по 1979 год выпускался доработанный вариант БМП-1 (объект 765СпЗ) с боевой массой 13,2 т; в боекомплект орудия этой машины был введен осколочный выстрел.
В связи с наличием во многих армиях мира значительного количества боевых машин пехоты, выпущенных в 70—80-х годах, в настоящее время широким фронтом ведется работа по их модернизации. Весьма перспективный вариант совершенствования вооружения БМП-1 предложен тульским конструкторским бюро приборостроения. В соответствии с этим предложением предусматривается оборудовать БМП-1 одноместным боевым модулем «Кливер» с ракетно-пушечным комплексом вооружения и автоматизированной системой управления огнем. Данный комплекс включает в себя 30-мм автоматическую пушку; ПТРК нового поколения «Корнет» с лазерно-лучевой системой управления, дальностью стрельбы до 5500 м, высокой помехоустойчивостью и бронепробиваемостью 1100—1200 мм; 7,62-мм пулемет и автоматизированную систему управления огнем. «Кливер» обеспечивает поражение управляемой ракетой всех типов бронированных целей, включая современные и перспективные танки, оснащенные динамической защитой, инженерные сооружения типа ДОТ, ДЗОТ и другие, на дальностях до 5500 м, а 30-мм автоматической пушкой — легкобронированной техники на дальностях до 2000 м и живой силы на дальностях до 4000 м. Модернизированная таким образом БМП-1 стала называться БМП-1 М и по своей боевой эффективности в 5—7 раз превосходит предшественницу.
Исключительно удачная конструкция машины способствовала появлению большого числа модификаций и модернизации базовой модели. Можно сказать, что БМП-1 стала прародителем целого семейства боевых машин, среди которых следует отметить следующие:
БМП-1П — вместо ПТРК «Малютка» установлен ПТРК «Конкурс», а также новое противопожарное оборудование; БМП-1ПГ—вариант БМП-1 с размещением на крыше башни слева автоматического гранатомета; БМП-1 К — командирская машина, в десантном отделении оборудованы места для трех офицеров, имеет дополнительные средства связи; БМП-1 КШ — командно-штабная машина, предназначенная для управления на низшем уровне. В стандартном корпусе ликвидированы люки в крыше корпуса, находившиеся за башней. На их месте установлен дополнительный электрогенератор. В обычной башне БМП-1 вместо пушки смонтирована 10-метровая телескопическая антенна. В походном положении она опущена и внешне напоминает большую пушку. Машина оборудована несколькими радиостанциями, в том числе Р-107, Р-123, Р-130, Р-311; БРМ-1 — бронированная разведывательная машина с экипажем из шести человек: командира, наводчика (сидят рядом в башне), механика-водителя, штурмана (располагаются в передней части корпуса) и двух наблюдателей (размещаются в кормовой части машины). В двухместной башне установлена нестабилизированная гладкоствольная пушка 2А28 калибра 73 мм. Пушка заряжается вручную наводчиком, затем он же наводит пушку на цель и стреляет. Это значительно осложняет ведение боя с применением орудия, но разведывательный патруль в принципе не должен участвовать в стычках — у него совершенно другая задача. Сидящий на месте командира БМП-1 штурман отвечает за постоянное отслеживание местонахождения машины. Для этого в его распоряжении имеется специальный гироскопический навигационный прибор, рисующий на картах. С 1993 г. на БРМ-1 дополнительно монтируется доплеровская РЛС для определения и расчета дальности. Разведку ведет сидящий справа в башне командир машины. Помимо различных приборов наблюдения он располагает радаром, который смонтирован в задней части башни и может работать в двух режимах: обзора за местностью и слежения за целью. По некоторым данным, с его помощью можно обнаруживать боевые машины, находящиеся на удалении до 7 км. Полученная информация передается своим войскам с помощью радиостанции Р-130. При использовании стандартной четырехметровой штыревой антенны она обеспечивает связь на расстоянии до 50 км. После установки радиомачты, перевозимой сзади на корпусе, дальность действия радиостанции увеличивается до 300 км. БРМ-1 К — боевая разведывательная машина с двухместной башней (73-мм пушка и 7,62-мм пулемет), сдвинутой к кормовой части корпуса; машина оборудована разведывательной аппаратурой и средствами связи; ПРП-3 «Вал» — подвижный разведывательный пункт для обеспечения целеуказания ракетно-артиллерийским системам; ПРП-4 — дальнейшее развитие ПРП-3 с новыми средствами разведки, обработки и передачи информации, имеется вариант ПРП-4М с телевизионным инфракрасным прибором и перископическим лазерным дальномером. БРЭМ-1 и БРЭМ-4 — машины технического обеспечения механизированных подразделений.
Конструкция БМП-1 оказалась настолько удачной, что эту машину приняли на вооружение армии ряда других стран. По лицензии БМП-1 производился в Чехословакии и Китае.
Со временем в разных странах начали появляться отдельные модернизации базовой модели. Среди них стоит отметить следующие машины:
ОТ-90 — чешская модернизация БМП-1. В соответствии с договором о разоружении в 1990 г. Чехословакии пришлось сократить количество эксплуатируемых боевых машин пехоты. Чтобы не уничтожать машины целиком, было принято решение заменить их вооружение. На стандартный корпус стали устанавливать снятые с устаревших бронетранспортеров ОТ-64 (SKOT) башни с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом СГМТ; VIP — штабная машина, построенная в Чехии в 1993 г. На базе корпуса БМП-1, высоту которого увеличили в средней части, сделали машину, предназначенную для низшего звена управления; AMB-S — бронированная санитарно-эвакуационная машина, разработанная в Словакии; «Snezka» — машина артиллерийской разведки. Блок оптических приборов смонтирован на складной стреле, установленной на переделанном корпусе БМП-1, Стрела поднимается с помощью гидравлики и обеспечивает наблюдение за местностью с высоты 10 м. В последнее время такие машины стали популярны во многих армиях мира, так как позволяют вести наблюдение, не подвергая экипаж опасности попасть под огонь противника. Еще одним преимуществом «Снежки» является возможность монтажа на стреле пусковых установок противотанковых управляемых ракет; БМП-1 египетской армии, оснащена новым французским двигателем; MLI-84 — румынская модель; WZ 501 — китайская модель; BWP-40 — польская модернизация.
Боевая машина пехоты БМП-1М
В конце 90-х годов КБ приборостроения провело модернизацию БМП-1, направленную на повышение боевой мощи установленного на ней комплекса вооружения. Модернизированная машина, получившая обозначение БМП-1 М, отличается от базовой прежде всего установленным на ней так называемым «одноместным боевым модулем» (ОБМ) «Кливер» с ракетно-пушечным комплексом вооружения и автоматизированной системой управления огнем.
В состав ОБМ «Кливер» входят 30-мм автоматическая пушка 2А72, спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТ, а также ПТРК «Корнет».
Пушка 2А72 позволяет эффективно поражать небронированные и легкобронированные цели на дальностях до 2000 м, а живую силу и мало скоростные воздушные цели — на дальности до 4000 м.
ПТРК нового поколения с лазерно-лучевой системой управления 9М133 «Корнет» имеет дальность стрельбы до 5500 м, а его ракета способна пробить броню толщиной 1100—1200 мм, прикрытую дополнительной динамической защитой. ПТРК отличается высокой помехоустойчивостью от всех видов активных и пассивных помех.
Огневую мощь машины дополняют спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и стрелковое оружие пехотинцев, перевозимых в десантном отделении.
Боевой модуль «Кливер» имеет весьма совершенную систему управления огнем, которая включает стабилизирован ный в двух плоскостях прицел с визирно-дальномерным, тепловизионным и лазерным каналами, баллистический вычислитель с системой датчиков внешней информации, а также систему стабилизации блока вооружения в двух плоскостях.
Огневая мощь модернизированной БМП-1 М с боевым модулем «Кливер» сопоставима с огневой мощью современных БМП, а по ряду показателей даже превосходит их. По таким показателям, как эффективность действия ракеты по цели, дальность эффективной стрельбы из пушки и ракетой в дневное и ночное время, возможность стрельбы ракетой с ходу БМП-1 М превосходит американскую БМП М2 «Брэдли».
Все элементы комплекса вооружения БМП-1М выпускаются серийно, а боевой модуль «Кливер» осваивается в серийном производстве.