«Черный Орел» разрабатывался на базе переработанной и удлиненной ходовой части танка Т-80У, в первоначальном варианте лобовое бронирование корпуса претерпело серьезные изменения – водитель был размещен за люком, а не под ним, как во всех предыдущих отечественных танках, в результате этого удалось значительно усилить габариты бронирования и избавиться от ослабленной зоны в области смотровых приспособлений механика воителя. На Т-80У в полной мере реализована «многоуровневая защита» - Способность обнаруживать облучения вражескими средствами наведения. Способность осуществлять оптико-электронное противодействие наведению средств поражения Способность обнаруживать и уничтожать движущиеся в направлении танка снаряды и ракеты при помощи КАЗ. Снижение заметности снижения заметности танка от обнаружения во всех диапазонах. На машине запатентованы средства снижения заметности танка от обнаружения в РЛ-диапазоне, улучшенная архитектура образца, снижающая эффективную поверхность рассеяния (ЭПР). Защита экипажа на рабочих местах в корпусе ниже башни, а также система активной защиты от противотанковых снарядов и ракет на подлете.
Кроме этого танк отличается мощной динамической и баллистической защитой, впервые в мировом танкостроении реализована эффективная защита башни как в безопасных углах маневрирования +-30 градусов так и защита крыши башни от боеприпасов атакующих сверху (BILL-2, Javelin, суббоеприпасы с использованием ударного ядра). Защита танка имеет модульную структуру, и ее элементы могут быть легко заменены или модернизированы без необходимости дорогостоящих и долговременных мероприятий. Динамическая защита встроенного типа нового поколения повышает защиту танка на 60 % от кинетических и на 100% от кумулятивных боеприпасов, что делает танк неуязвимым как для существующих так и для разрабатываемых противотанковых средств. Помимо этого динамическая защита встроенного типа нового поколения обладает противотандемными свойствами.
Оценка бронирования «Объект 640»: Против кинетических боеприпасов (ОБПС): до 1300 мм. Против кумулятивных боеприпасов): более 1800 мм.
Еще одной отличительной чертой танка «Черный Орел» как от отечественных, так и от зарубежных аналогов является размещение всего боекомплекта танка отдельно от экипажа, это реализована за счет вместительного ТЗМ (автономный съемный транспортно-заряжающий модуль) размещенного за башней. Механизированный боекомплект танка «Черный Орел» удалось значительно увеличить по сравнению с предыдущими моделями отечественных и зарубежных танков (Т-90 – 22 выстрела, Т-80У – 28 выстрелов, «Леклерк» - 22 выстрела, танк «Черный Орел» - 32 выстрела).
Описание констуркции танка:
Корпус
У корпуса нового танка есть тоже свои особенности, в корне отличающиеся от корпусов отечественных и западных танков предыдущего поколения. Корпус разделен бронеперегородками на три отделения. Все члены экипажа размещены в корпусе танка ниже уровня башни механик-водитель отделен от топливных баков, расположенных в передней части корпуса бронеперегородками.
Башня
Башня выполнена в виде жестко закрепленных на общем основании двух симметрично разнесенных броневых отсеков. Каждый из отсеков образован разнесенными между собой наружными и внутренними боковыми стенками, выполненными по переднему контуру в секторе от амбразуры до поперечной оси башни в виде усеченных пирамид, расположенных соосно. Угол наклона боковых граней пирамид равен 20 -30° от основания.
В последнее время значительно увеличилась мощность бронепоражающих средств и вероятность их воздействия со стороны крыши ОБТ. В связи с этим ставится задача по усовершенствованию конструкции башни с обеспечением ее круговой защиты, в том числе, и со стороны крыши.
Башня позволяет добиться увеличения защищенности в 1,5-2 раза при незначительном увеличении по массе и сохранении габаритных размеров.
За счет усовершенствования броневой конструкции башни путем оптимизации ее основных геометрических размеров (высоты и ширины) и выбора целесообразных форм выполнения и установки ее броневых деталей обеспечено значительное повышение защищенности и живучести башни при минимальном увеличении ее массы, а именно:
- выполнение боковых стенок в виде усеченных пирамид с углом наклона боковых граней, равным 20-30° от горизонтального основания, и установка крыши под наклоном от кормового листа к амбразуре и от продольной оси башни на боковую сторону под углом, равным 4-6°, способствует рикошету снарядов, улучшает сопротивление броневых листов проникновению снаряда, причем при повороте башни на угол от амбразуры до поперечной оси суммарная толщина стенок по направлению движения снаряда остается постоянной, что обеспечивает заданный (одинаковый) уровень защиты при больших курсовых углах обстрела
- наклон граней боковых стенок на угол, равный 20-30° от горизонтальной плоскости, позволил также обеспечить как защиту от снарядов, атакующих башню в горизонтальной плоскости, так и от средств поражения сверху, так как сильно наклоненные боковые стенки частично перекрывают сверху внутренний объем башни, за счет чего площадь разнесенной по высоте крыши значительно уменьшена по сравнению с площадью основания башни; малые углы между сопрягаемыми поверхностями, гранями пирамид, образующих боковые стенки, между стенками и крышей придают башне округло-выпуклую форму, что обеспечило повышение прочности и живучести башни, а ее малая высота снижает вероятность поражения башни; выполнение стенок башни в виде разнесенных между собой наружных и внутренних стенок с ребрами между ними и с возможностью установки различных наполнителей значительно усиливают все перечисленные признаки;
- выполнение боковых стенок гранеными в виде усеченных пирамид позволяет рационально использовать внутренний объем между стенками для заполнения его наполнителем, детали которого, как правило, изготавливаются плоской формы, а в случае необходимости, на наружной поверхности могут быть установлены элементы навесной динамической защиты, что обеспечивает значительное повышение защищенности;
-жесткое закрепление наружных и внутренних стенок на общем основании, которое выполнено массивным по высоте, равной 0,20-0,25 высоты башни, замеренной по ее вертикальной оси, обеспечивает увеличение жесткости и прочности конструкции башни и повышает защищенность нижней части башни; малая высота башни, составляющая 0,20-0,25 от ее ширины, уменьшает общий силуэт башни и снижает вероятность ее поражения; малое отношение расстояния между продольными вертикальными стенками броневых отсеков к ширине башни, равное 0,20-0,25, обеспечивает максимально возможное использование ширины железнодорожного габарита;
- отношение расстояния от поперечной оси башни до кормового листа к ширине башни, равное 0,31-0,33, обеспечивает наиболее оптимальное отношение между забронированным объемом и массой башни.
Механизм заряжания (автономный съемный транспортно-заряжающий контейнер)
Автоматический механизм заряжания (АМЗ) пушки 1 башни 2 танка включает магазин, ленточный конвейер, привод вращения конвейера, кассеты для транспортировки выстрела, механизм удержания выстрела, приемный лоток, приводные механизмы стопора конвейера, раскрытия кассет и досылания., а также два люка с крышками для направления взрывной волны при аварийном взрыве внутри ТЗК.
Механизм заряжания позволяет осуществлять автоматическое питание пушки выстрелами с выносом ее боеприпасов из боевого отделения наружу за счет использования автономного съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера.
На задней стенке башни закреплен автономный броневой транспортно-заряжающий контейнер, в котором закреплены конвейер с выстрелами, приводные механизмы вращения и стопорения конвейера, фиксации и расфиксации выстрелов в кассетах конвейера и досылания выстрела в пушку.
На внутренних поверхностях передней 8 и задней 9 стенках конструкции башни за счет выбора оптимальных форм броневых деталей, их взаимного расположения и габаритов обеспечено увеличение защищенности в 1,7-2 раза при увеличении общей массы на 20-30%, причем указанный уровень защищенности достигнут при курсовых углах обстрела +35-40°.
Шасси
п/п Показатель шасси танка «Леклерк» шасси танка М-1А1 многоцелевое шасси «ЧО»
1. Расчетная предельная грузоподъемность шасси (G^m), т 18,5 22,8 30,0
2. Количество опорных катков на борт(п), шт 6 7 7
3. Масса шасси , т 36,1 40,9 33,7
4. Масса корпуса, т 15,5 19,0 13,3
5. Длина корпуса, мм 6880 7918 7970
6. Ширина корпуса, мм 2138 2443 2095
7. Колея, мм 2785 2845 2795
8. Ширина гусеницы, мм 635 635 665
9. Забронированный объем шасси (V3), м3 13,0 17,0 13,8
10. Объем МТО (Vmto), м3 5,3 6,8 2,8
11. Рабочий забронированный объем шасси (V3-VMto), м3 7,7 10,2 11,0
12. Коэффициент объемно-массовой эффективности конструкции шасси 0,201 0,215 0,375
Перспективы
В «Рособоронэкспорте» считают, что «Черный орел» послужит базой для перспективных моделей танков и станет объектом военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. Загадывать не будем. В военной истории России существовало немало образцов вооружений, степень доводки которых была более завершенной, а серийное производство по различным причинам так и не началось.