Основной боевой танк Т-80 выполнен по классической компоновочной схеме. В передней части корпуса, строго по продольной оси, расположено отделение управления. Боевое отделение, где установлено основное и вспомогательное вооружение и оборудованы места командира (справа от пушки) и наводчика (слева от пушки), расположено в средней части корпуса во вращающейся башне. Кормовую часть танка занимает моторно-трансмиссионное отделение, где изолировано от двух первых отделений установлены газотурбинный двигатель с обслуживающими его системами и агрегаты трансмиссии.
Общее устройство танка
Основными частями танка являются корпус, башня, вооружение, механизм заряжания, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, приборы прицеливания и наблюдения с системами их гидропневмоочистки, система коллективной защиты, система отопления, оборудование для подводного вождения танка, термодымовая аппаратура, оборудование для самоокапывания, оборудование для установки противоминного трала. На танке имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП).
По расположению механизмов и оборудования внутри танк разделен на три отделения: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение.
Отделение управления
Отделение управления расположено в носовой части корпуса танка. Оно ограничено справа правым топливным баком и баком-стеллажом, слева - левым топливным баком, щитом контрольных приборов и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади - конвейером механизма заряжания.
В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива, педаль регулируемого соплового аппарата (РСА).
На верхнем наклонном листе носовой части корпуса перед сиденьем механика-водителя расположены гирополукомпас, створчатые фонари освещения щита приборов и кулисы, сигнальные лампы, выключатель устройства блокировки рычага переключения передач, индивидуальный вентилятор механика-водителя, кран переключения системы ГПО, педаль тормоза. В шахте верхнего наклонного листа установлены приборы наблюдения механика-водителя ТНПО-160 с обогревом входных и выходных окон. Для вождения танка в ночных условиях вместо центрального смотрового прибора ТНПО-160 устанавливается ночной смотровой прибор ТВНЕ-4Б, который в нерабочем положении находится в укладке справа от сиденья механика-водителя.
Прибор наблюдения ТВНЕ-4Б
Прибор ТВНЕ-4Б служит механику-водителю для наблюдения за дорогой и местностью при вождении танка ночью. ТВНЕ-4Б представляет собой пассивно-активный электронно-оптический прибор ночного видения.
В комплект прибора ТВНЕ-4Б входят прибор наблюдения со встроенным высоковольтным блоком питания, диафрагмирующая насадка, инфракрасная фара ФГ-125, запасные части и принадлежности.
В крышке люка механика-водителя установлены слева дополнительный прибор наблюдения ТНПА-65, а справа - специальная пробка, вместо которой может устанавливаться аварийный прибор наблюдения ТНПА-65. Этот прибор размещен в стеллаже на крыше ящика для прибора ТВНЕ-4Б.
Между правым топливным баком и баком-стеллажом находятся ящик для прибора ТВНЕ-4Б и ящик для продовольственных пайков. К крышке ящика для продовольственных пайков крепится бачок для питьевой воды.
Слева от сиденья механика-водителя находится щит контрольных приборов. Сзади левого топливного бака в стеллаже размещены четыре аккумуляторные батареи, над которыми размещены блок защиты аккумуляторных батарей и аппаратура запуска двигателя.
Сзади сиденья механика-водителя в днище корпуса имеется люк запасного выхода. Над сиденьем механика-водителя в подбашенном листе находится люк механика-водителя.
Боевое отделение
Боевое отделение расположено в средней части корпуса и в башне, оно отделено перегородкой от силового отделения. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81. В кабине, состыкованной с башней, расположен механизм заряжания (МЗ) обеспечивающий размещение, транспортирование, выбор типа выстрела, выдачу его на линию заряжания и последующее досылание в камору орудия, а также улавливание и укладку экстрактированных поддонов в гнезда МЗ. Справа от пушки находится место командира танка, слева - место наводчика. Безопасность командира и наводчика при работе МЗ и при стрельбе из пушки обеспечивается съемными ограждениями. Сиденья командира и наводчика имеют подножки.
Справа от пушки установлены спаренный пулемет ПКТ, аппарат ТПУ А-1, радиостанция Р-123М с ЗИП, блок питания радиостанции, щиток командира с кнопками управления, аптечка.
Впереди сиденья командира на полу установлены один заряд и один снаряд. Сзади и справа от сиденья командира расположены привод командирской башенки и патронташ с патронами к сигнальному пистолету. Сзади сиденья командира находятся: на стенке кабины - автомат АК (в чехле), сигнальные флажки; на полке кабины и в башне - один снаряд, четыре коробки с лентами для пулемета ПКТ и ракетница; на полу кабины - один снаряд и огнетушитель ОУ-2. Сзади на крыше башни размещены аппарат ТПУ А-3 для связи с десантом. Над сиденьем командира танка в крыше башни расположена командирская башенка с люком. В командирской башенке находятся два призменных смотровых прибора, командирский прибор наблюдения.
На командирской башенке установлен зенитный пулемет НСВТ-12,7.
Перед сиденьем наводчика в башне и кабине установлены прицел-дальномер, на котором крепятся пульты управления МЗ и стабилизатором вооружения, ночной прицел, ручные механизмы поворота башни и подъема пушки, стопор башни, рукоятка механического ручного спуска и повторного взвода пушки, индивидуальный вентилятор. Впереди сиденья наводчика на полу кабины расположен один заряд. За сиденьем наводчика в кабине находятся два бачка с питьевой водой, укладка гранат Ф-1, один снаряд. Сзади сиденья наводчика в нише башни установлены заряд, снаряд, две сумки с магазинам к АК.
За кабиной и конвейером у перегородки моторно-трансмиссионного отделения расположены два средних топливных бака, между которыми размещены две гильзы. Справа на корпусе у перегородки размещена фильтровентиляционная установка системы коллективной защиты танка.
Моторно-трансмиссионное отделение
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса танка.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000Т, имеющий продольное расположение. Мощности на валы бортовых коробок передач (БКП) подводятся с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая БКП смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей ведущее колесо. Двигатель установлен в сборе с другими агрегатами в виде моноблока: двигатель ГТД-1000Т, масляный бак двигателя, воздухоочиститель, масляные радиаторы двигателя и трансмиссии, топливные фильтры, часть термодымовой аппаратуры и приводные агрегаты - топливоподкачивающий насос БНК-12ТД, компрессор высокого давления АК-150С с автоматом управления давлением (АУД), вентиляторы системы охлаждения и пылеудаления, масляный насос трансмиссии, генератор ГС-18МО и стартер 7 ГС-12Т.
Моноблок крепится в корпусе в трех точках - на двух бугелях и на передней опоре, основание которой крепится к крыше моторно-трансмиссионного отделения шестью винтами.
Система управления работой двигателя существенно отличается от систем известных дизельных двигателей. Она состоит из механического привода подачи топлива и гидросервопривода регулируемого соплового аппарата (РСА). Управление подачей топлива может осуществляться педалью или рукояткой сектора ручной подачи. Однако пользуются этими приводами ограничено, как правило, лишь для установки определенного режима подачи топлива. Управление же разгоном и торможением двигателя осуществляют с помощью РСА. Он представляет собой поворотные лопатки в проточной части двигателя перед рабочим колесом свободной турбины. За счет поворота лопаток РСА обеспечиваются торможение машины двигателем, регулирование частот вращения свободной турбины (через редуктор соединена с трансмиссией) во время движения танка, а также предотвращение разноса ротора турбины в момент переключения передач. Благодаря отсутствию жесткой связи между трансмиссией и валом двигателя (имеется только газовая связь между ротором свободной турбины и второй турбины) остановка рабочего колеса свободной турбины (вследствие высокого сопротивления движению танка) не приводит к остановке двигателя.
Одним из наиболее важных элементов силовой установки Т-80 является система воздухоочистки. Это объясняется тем, что газовая турбина на режиме максимальной мощности потребляет много воздуха (до 4 кг/с), скорость его потока очень высока. Естественно, что двигатель весьма чувствителен к наличию пыли в поступающем в него воздухе. Поэтому в танке Т-80 установлена система воздухоочистки высокой эффективности. В ее конструкции реализовано компромиссное решение: достигнута высокая эффективность очистки воздуха от механических частиц при минимальном сопротивлении на впуске. В состав системы входят: воздухозаборные жалюзи крыши моторно-трансмиссионного отделения с защитной сеткой, блок воздухоочистителя и масляных радиаторов; вентилятор обдува агрегатов; два вентилятора отсоса пыли и охлаждения масла; два воздуховода выброса охлаждающего воздуха и пыли; люк моторной перегородки; воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления и наддува полостей опор. Блок воздухоочистителя (одноступенчатый инерционного типа) и радиаторов установлен поперечно в моторно-трансмиссионном отделении и крепится к передней опоре моноблока. Все вентиляторы имеют привод от двигателя и установлены на передней коробке приводов. Работает система воздухоочистки в двух режимах: движение по суше и движение с ОПВТ. В первом случае воздух забирается из атмосферы над жалюзи воздухоочистителя и, пройдя через циклоны, поступает в проточную часть двигателя. При установке ОПВТ на впускные жалюзи крепят специальные кожухи, воздухопитающую трубу и газоотводящую трубу. Вместо крышки корпуса воздухоочистителя устанавливают сетку. В этом режиме поток воздуха забирается через воздухопитающую трубу и поступает сначала под левый кожух и, через соединительный патрубок, под правый, а далее - в блок воздухоочистителя, аналогично работе при движении по суше. В этом случае несколько возрастает сопротивление на впуске воздуха. Для компенсации этих потерь используется заряд из системы выбора охлаждающего воздуха и пыли, поступающий в МТО (воздуховоды выброса при этом закрыты) и забираемый вновь в воздухоочиститель и далее в проточную часть двигателя.
Для обеспечения нормального функционирования двигателя и обслуживающих его систем в различных условиях эксплуатации в состав силовой установки Т-80 включено специальное оборудование. К нему относятся: системы сдува пыли и вибрационной очистки; устройство для распыливания топлива сжатым воздухом и продувки форсунок, термическая дымовая аппаратура.
Система сдува пыли предназначена для удаления отложений пыли из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров двигателя при эксплуатации в условиях высокой запыленности воздуха. Для этой цели используется сжатый воздух из воздушных баллонов. Система работает в двух режимах - автоматическом и ручном. Для очистки корпуса и лопаток соплового аппарата турбины компрессора высокого давления от стеклоподобных отложений, расплавленной в камере сгорания лессовой пыли, используется система вибрационной очистки.
Устройство распыливания топлива и продувки форсунок предназначено для улучшения распыливания дизельного топлива и дизреактивных смесей (обеспечения многотопливности и облегчения пуска) при запуске двигателя, а также для продувки форсунок после его остановки. Термическая дымовая аппаратура обеспечивает постановку маскирующих дымовых завес при ведении боевых действий. Поскольку в качестве дымообразующего вещества используется топливо из системы питания двигателя, аппаратура может действовать многократно.
Слева от моноблока на кронштейне расположен расходный топливный бак, который крепится лапами к корпусу танка. На борту корпуса над левой БКП расположен механизм остановки двигателя (МОД). Справа от моноблока установлены задний топливный бак и масляный бак трансмиссии. У правого борта под воздухоочистителем установлена кормовая откачивающая помпа. Между двигателем и кормовым листом корпуса на кронштейнах с резиновыми амортизаторами установлен внутренний кормовой топливный бак. Всего в топливной системе (в наружной и внутренней группах) 13 баков.
В моторно-трансмиссионном отделении также размещены приводы управления двигателем и трансмиссией, узлы топливной системы и системы смазки, датчики системы ППО и контрольно-измерительных приборов, распылители системы ППО, насосный агрегат ТДА.
Крыша моторно-трансмиссионного отделения съемная и состоит из передней неподвижной части и задней подъемной части, которая соединяется с передней частью с помощью петель и торсиона. В передней части крыши над радиаторами имеются входные жалюзи, прикрытые сверху съемными сезонными металлическими сетками. На крыше приварены бонки для установки приспособления крепления третьей дополнительной бочки с топливом.
На петлях заднего кормового листа установлен короб выпускной заслонки, который в откинутом положении фиксируется стопором.
Входные жалюзи и выпускная заслонка в процессе эксплуатации постоянно открыты и закрываются при срабатывании системы коллективной защиты.
Снаружи танка находятся наружные топливные баки, включенные в общую топливную систему, ящики с ЗИП, буксирные тросы, запасные траки, сумка с проводами внешнего запуска, рукава для перекачки топлива из бочек в систему, ведро в чехле с воронкой и фильтром, бревно для самовытаскивания, кронштейны для установки дополнительных бочек с топливом, ящики для аппаратов А-Т1, съемное оборудование ОПВТ, укрывочный брезент, защитный колпак механика-водителя в чехле, часть боекомплекта зенитного пулемета.
Трансмиссия и ходовая часть
Трансмиссия танка Т-80 двухблочная механическая, с гидравлической сервосистемой управления. В ее состав входят две бортовые планетарные коробки передач, конструктивно объединенные в один блок с бортовыми редукторами. Коробки передач похожи на стоявшие на Т-64, однако отличаются от них числом передач (4 вместо 7). Такому сокращению способствовала благоприятная моментная характеристика двигателя, существенно расширившая диапазон применения каждой передачи. Благодаря этому удалось при сохранении приемлемых габаритов коробок значительно усилить их элементы, что, в свою очередь, способствовало повышению надежности и долговечности агрегатов. Прямолинейное движение танка обеспечивается синхронной работой обоих блоков, а поворот осуществляется за счет включения в коробке отстающего борта пониженной на одну ступень передачи. Поэтому поворот с минимальным расчетным радиусом, равным ширине колеи танка, возможен, как у Т-64, только на 1-й или задней передаче. Однако в зависимости от положения рычага управления обеспечиваются: повороты машины со свободным радиусом (в начале хода рычага), зависящим от дорожно-грунтовых условий, так как в этот момент в коробке отстающего борта передача просто выключается; плавные повороты (при дальнейшем перемещении рычага) за счет пробуксовки фрикционов включения и плавного уменьшения радиуса поворота от величины свободного; повороты с расчетным радиусом на передаче (при полностью выжатом рычаге).
Механизма сцепления в традиционном понимании в трансмиссии танка Т-80 нет. Его роль выполняет упоминавшийся выше РСА. При переключении передач педаль РСА перемещают до упора. В этом случае лопатки соплового аппарат поворачиваются на 70-80° от положения, соответствующего максимальной тяговой мощности турбины, что приводит фактически к ее остановке (положение нулевой мощности). Причем переместить рычаг избирателя можно только при выжатой педали РСА, поскольку в исходном положении она механически и электрически блокирует гидросервопривод переключения передач. Таким образом обеспечена гарантированная защита ротора турбины от разноса.
Приводы управления коробками передач того же типа, что и на Т-64. Задающими элементами их являются расположенные в отделении управления рычаг переключения передач, два рычага управления поворотом и педаль тормоза, исполнительными же устройствами являются гидросервоприводы. Механик-водитель, воздействуя на любой задающий элемент управления, прилагает усилия, необходимые для поворота маленького золотника в механизмах распределения. Для этого требуются столь малые усилия, что на некоторых органах управления (например, в приводе управления поворотом) пришлось установить догружатели.
Для обеспечения безударного и плавного включения передач в системе гидроуправления имеется специальная коробка плавности. Благодаря ее наличию процессы снятия давления масла в бустерах фрикционов обеих коробок (при выключении передачи) и его нарастания регулируются по времени автоматически.
Торможение машины осуществляется в момент нажатия педали, которая через механический привод воздействует на золотник управления гидроусилителя, поршень последнего, перемещаясь под давлением, включает остановочные тормоза коробок передач. Стояночный же тормоз (горный) имеет механический сервопривод.
Гусеничный движитель танка Т-80 (применительно к одному борту) состоит из мелкозвенчатой гусеницы с резинометаллическим шарниром и обрезиненной беговой дорожки, шести сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией в виде резиновых массивов, пяти обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса со съемными венцами и направляющего колеса с механизмом натяжения.
Гусеница машины мелкозвенчатая цевочного зацепления (передача усилия от ведущего колеса осуществляется через скобы, закрепленные на концах пальцев) состоит из 80 траков с резинометаллическим шарниром. Каждый трак состоит из двух штампованных звеньев, в проушины которых запрессованы два пальца, а на верхнюю часть привулканизированы резиновые подушки. Соединяются между собой траки в средней части гребнями и башмаками, которые скрепляются болтами. По краям на пальцы соседних траков одеваются скобы (так называемые бинокли). Гусеничные ленты симметричны и могут быть надеты со стороны любого борта.
Ведущее колесо состоит из сваренной из двух частей ступицы, двух съемных зубчатых венцов и ограничительного диска. Зубчатые венцы имеют по 12 зубьев, рабочие участки профилей которых усилены износостойкими наплавками. По мере износа зубьев ведущие колеса меняют местами или заменяют на них зубчатые венцы. Опорный каток Т-80 двухскатный, со съемными дисками, выполнен из алюминиевого сплава. Наружная поверхность дисков навулканизирована массивной резиновой шиной. Поддерживающие катки односкатные, также снабженные резиновой шиной.
Направляющее колесо машины состоит из двух сваренных между собой литых дисков с окнами для выхода грязи и снега и ребрами жесткости. В расточках осей направляющих колес размещены редуктор и датчик электроспидометра (на правом) и редуктор с тахогенератором для обеспечения роботы механизма АД (на левом). Механизм натяжения гусеницы одночервячный с глобоидным зацеплением, непосредственно воспринимает усилия, действующие на направляющее колесо.
Подвеска машины индивидуальная. В качестве упругих элементов используются длинные, во всю ширину корпуса танка, торсионы, обеспечивающие большой динамический ход опорных катков. На 1, 2 и 6-м узлах подвески установлены мощные гидравлические телескопические амортизаторы двухстороннего действия.
Корпус и башня
Бронирование корпуса и башни дифференцировано по толщине и составу в соответствии с вероятностными законами обстрела машины по направлениям и мощности применяемых противотанковых средств. С учетом этих же законов броневым деталям приданы наиболее рациональные углы наклона. Для повышения стойкости против кумулятивных боеприпасов лобовые части корпуса и башни защищены композитной броней, включающей, кроме стали, неметаллы. Набор неметаллических элементов способствует "излому" кумулятивной струи и потере ее энергии. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными щитками, представляющими собой сплошные (по всей длине борта) экраны, изготовленные из армированной резины с броневыми плитами (передняя половина длины экрана). Такая преграда вызывает преждевременный подрыв кумулятивного боеприпаса и значительную потерю энергии струи до достижения основной брони борта танка.
Корпус
Корпус танка состоит из носовой части, бортов, кормы, крыши, днища, а также перегородки и крыши моторно-трансмиссионного отделения.
Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с передним листом крыши, бортами и днищем. В стыке передних и бортовых листов вварены кронштейны направляющих колес. К верхнему наклонному листу приварены два буксирных крюка с пружинными защелками. К верхнему и нижнему листам приварены планки для крепления противоминного трала, кроме того, на нижнем листе приварены кронштейны для установки оборудования самоокапывания.
Бортами корпуса являются цельноштампованные броневые листы. К бортам корпуса снаружи приварены полки, защищающие корпус и башню от забрызгивания грязью во время движения танка. На полках установлены наружные топливные баки и ящики для возимого ЗИП.
Над направляющими колесами расположены откидные грязевые щитки, а по бортам - бортовые щитки, которые откидываются при обслуживании ходовой части.
Крыша корпуса состоит из броневых листов, приваренных к корпусу, и съемной части - крыши над моторно-трансмиссионным отделением.
Кормовая часть корпуса состоит из заднего кормового цельноштампованного листа и верхнего кормового листа, сваренных между собой.
Для уменьшения температуры наружных поверхностей задней части крыши и короба установлены кожухи с набивкой из теплоизолирующих материалов.
Днище корпуса корытообразной формы и состоит из трех сваренных между собой броневых листов. Для увеличения жесткости и размещения торсионов в днище имеются продольные и поперечные выштамповки. В переднем листе днища, кроме того имеется выштамповка под сиденье механика-водителя. Доступ к агрегатам и узлам танка во время проведения работ по техническому обслуживанию осуществляется через люки в днище.
В отделении управления на бортах и крыше установлены листы подбоя, увеличивающие кратность ослабления проникающей радиации.
Башня
Башня представляет собой фасонную отливку с приваренной катаной крышей, в которой имеются выходные окна с защитными головками для прицела-дальномера. В передней части башни расположена амбразура для установки пушки. Справа от амбразуры пушки в башне имеется овальная амбразура для пулемета, спаренного с пушкой. В выточке нижней части башни приварен донный лист. Башня устанавливается на шариковой опоре, расположенной в кольцевой выточке погонов башни и корпуса.
Комплекс вооружения
В состав комплекса вооружения входят: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А46-1); 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет НСВТ; боеприпасы к пушке и пулеметам; танковый прицел-дальномер ТПД-К1; ночной прицел ТПНЗ-49-23; стабилизатор танкового вооружения 2Э28М2; механизм заряжания.
Пушка
Основные части пушки: ствол, затвор, люлька, противооткатные устройства (тормоз отката и накатник), ограждение со спусковым механизмом и подъемный механизм.
Пушка оснащена: термозащитным кожухом, предназначенным для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб ствола в процессе стрельбы; механизмом продувания канала ствола, служащем для удаления пороховых газов из канала ствола для уменьшения загазованности боевого отделения танка.
Спаренный пулемёт
Пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый) калибра 7,62 мм спарен с танковой пушкой. Наведение пулемета в цель осуществляется с помощью тех же механизмов или пульта управления, посредством которых наводится в цель танковая пушка. Для стрельбы из пулемета применяются винтовочные патроны с обыкновенными, трассирующими и бронебойно-зажигательными пулями.
Боекомплект
Боекомплект к пушке размещается: 28 выстрелов в конвейере механизма заряжания, 7 - в отделении управления и 5 - в боевом отделении.
В конвейере механизма заряжания выстрелы всех типов уложены в лотки. Вне конвейера укладываются девять выстрелов осколочно-фугасных и кумулятивных и три выстрела бронебойных подкалиберных. В отделении управления пять снарядов и семь зарядов размещены в баке-стеллаже, а два снаряда расположены вертикально в гнездах около бака-стеллажа. Из пяти выстрелов, размещенных в боевом отделении, три выстрела с бронебойными подкалиберными снарядами. Два заряда к этим выстрелам располагаются между средними баками у перегородки.
Семь магазинов к пулемету ПКТ размещены в боевом отделении и один магазин на пулеметной установке.
Магазины к пулемету НСВТ размещены: два на правой стороне кормы башни и один на пулеметной установке.
Патроны к автомату размещены в двух сумках по 150 штук в каждой. Одна сумка укладывается в нише башни справа, а другая за сиденьем командира на полке башни.
Гранаты Ф-1 находятся в сумке, размещенной в стеллаже на полу боевого отделения за сиденьем наводчика.
Для стрельбы из танковой пушки Д-81 (2А46-1) применяются следующие выстрелы раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой: выстрелы 3ВБМ3 с бронебойным подкалиберным снарядом 3БМ9, 3ВБМ6 с бронебойным подкалиберным снарядом 3БМ12, 3ВБМ7 с бронебойным подкалиберным снарядом 3БМ15 и 3ВБМ8 с бронебойным подкалиберным снарядом 3БМ17 предназначены для стрельбы по танкам, САУ, заслонкам амбразур долговременных оборонительных сооружений, бронеколпакам и другим бронированным целям; выстрелы 3ВБК7 с кумулятивным снарядом 3БК12М и 3ВБК10 с кумулятивным снарядом 3БК14М в основном предназначены для стрельбы прямой наводкой по танкам, САУ и другим бронированным целям. Наиболее эффективно применение этого снаряда на дальностях до 1500 м; выстрелы ЗВОФ22 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ19 и 3ВОФ36 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ26 предназначены для стрельбы по укрытиям полевого типа, боевой технике и живой силе противника.
По боевому назначению и баллистическим характеристикам снаряды 3БМ9, 3БМ12, 3БМ15 и 3БМ17 равнозначны и стрельба ими производится при одинаковых установках прицела.
Выстрел с бронебойным подкалиберным снарядом состоит из двух основных частей: снаряда с дополнительным пороховым зарядом и основного боевого порохового заряда в частично сгорающей гильзе. Бронебойный подкалиберный снаряд состоит из: баллистического наконечника, корпуса, разъемного ведущего кольца, обтюрирующего пояска, сгорающего цилиндра с дополнительным пороховым зарядом, лопастей стабилизатора, медных центрирующих штифтов и трассера, размещенного у нижнего среза корпуса стабилизатора. Для обеспечения наблюдения траектории снаряда и корректирования стрельбы снаряд снабжен трассером, воспламеняющимся при выстреле. Время горения трассера 2-3 с.
Кумулятивные снаряды обладают осколочным действием и могут быть использованы в случае необходимости для стрельбы по живой силе противника. Кумулятивный снаряд состоит из: корпуса с двумя обтюрирующими поясками, головки, корпуса стабилизатора с шарнирно закрепленными на нем с помощью осей шестью лопастями, кольца и трассера, размещенного у нижнего среза корпуса стабилизатора. Кумулятивный заряд находится в корпусе снаряда. Снаряд 3БК12М комплектуется взрывателем И-238, снаряд 3БК14М - взрывателем В-15. Наблюдение за трассой снаряда возможно благодаря горению трассера. Время горения 6-7 с.
Максимальная дальность стрельбы из пушки осколочно-фугасным снарядом при угле возвышения 14° - 10 000 м. При использовании рельефа местности для увеличения угла возвышения пушки максимальная дальность стрельбы может быть увеличена до 12 200 м. Основные части осколочно-фугасного снаряда: корпус с двумя обтюрирующими поясками, корпус стабилизатора с шарнирно закрепленными на нем с помощью осей четырьмя лопастями, стопоры лопастей и пластмассовое кольцо. Разрывной заряд находится в корпусе снаряда. Снаряд укомплектован взрывателем В-429Е с предохранительным колпачком. Взрыватель обеспечивает следующие действия снаряда: осколочное; фугасное; замедленное.
При стрельбе всеми типами снарядов применяется единый заряд 4Ж40 в частично сгорающей гильзе. При стрельбе бронебойным подкалиберным снарядом, кроме того, используется дополнительный заряд, размещенный на корпусе снаряда в сгорающем цилиндре. Боевой пороховой заряд 4Ж40 состоит из частично сгорающей гильзы и собственно боевого порохового заряда со средствами воспламенения, пламегашения и другими элементами заряда, размещенными в гильзе. Часть корпуса гильзы, запрессованная в поддон, при выстреле сгорает, а стальной поддон экстрактируется из каморы пушки.
Танковый прицел-дальномер ТПД-К1
Танковый прицел-дальномер ТПД-К1 предназначен для разведки целей на поле боя, целеуказания, подготовки исходных данных для стрельбы, ввода поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных (табличных), прицеливания, оценки результатов стрельбы и ввода корректур в дневных условиях.
Прицел-дальномер представляет собой оптико-электронный гироскопический прибор, который состоит из оптического прицела с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости и лазерного дальномера.
Прицел-дальномер ТПД-К1 обеспечивает: наблюдение за местностью с обзором в плоскости вертикального наведения от -15 до +25°; прицеливание; измерение углов; измерение дальномером дальности до неподвижных и движущихся целей с места и с ходу с автоматической установкой угла прицеливания, соответствующего измеренной дальности и выбранному типу выстрела, а также одновременное отображение значения измеренной дальности на дистанционной шкале и цифровом индикаторе; автоматическое (при работе МЗ) и ручное переключение баллистических кулачков соответственно выбранному типу выстрела; приближенное измерение дальности до целей высотой 2,7 м с помощью дальномерной шкалы; ручную установку угла прицеливания; автоматический ввод в установку угла прицеливания и дистанционной шкалы поправки на изменение дальности до цели вследствие движения своего танка; отработку суммарной поправки в угол прицеливания, учитывающей отклонения температуры воздуха, температуры заряда и атмосферного давления от нормальных (табличных), а также падение начальной скорости снарядов из-за износа ствола пушки, устанавливаемой перед стрельбой вручную; стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости; управление приводами наведения пушки и спаренного пулемета в автоматическом и полуавтоматическом режимах; выработку с помощью гироскопа сигнала управления для стабилизации пушки и спаренного пулемета в вертикальной плоскости.
Ночной танковый прицел ТПН3-49
Ночной прицел ТПН3-49 предназначен для разведки целей на поле боя, целеуказания, подготовки исходных данных для стрельбы, прицеливания, оценки результатов стрельбы и ввода корректур в темное время суток. Ночной прицел представляет собой пассивно-активный электронно-оптический прибор, который имеет зависимую от пушки стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости.
Ночной прицел обеспечивает: наблюдение за местностью с обзором в плоскости вертикального наведения от -5 до +14°; прицеливание; измерение углов (при целеуказании и перед вводом корректур стрельбы); глазомерное измерение дальности до целей; ручную установку угла прицеливания при стрельбе из пушки; ручную установку угла прицеливания при стрельбе из спаренного пулемета.
Механизм заряжания
Механизм заряжания (МЗ) предназначен для автоматического заряжания пушки любым типом выстрела, а также для полуавтоматической загрузки (разгрузки) его выстрелами. Заряжание пушки, а также загрузка и разгрузка производятся на угле заряжания, т.е. при строго фиксированном положении пушки относительно башни. МЗ включает в себя механические узлы, гидравлическую и электрическую системы.
Основные механические узлы: механизированная боеукладка в виде конвейера с лотками и механизм поворота; механизм подачи лотка с линии заряжания на линию досылания; механизм досылания; механизм улавливания и перекладки поддона.
Принципиальная схема работы МЗ при заряжании
После выстрела из канала ствола пушки экстрактируется (выбрасывается) поддон, который фиксируется в механизме улавливания и перекладки поддона. При нажатии на кнопку выбора типа выстрела пульта управления МЗ стабилизатор автоматически выводит пушку на угол заряжания. Одновременно отстопоривается и приводится во вращение конвейер. После вывода выбранного типа выстрела на линию заряжания конвейер останавливается и застопоривается. Пушка стопорится с помощью стопора пушки. Механизм подачи подает через окно выдачи кабины лоток с этим выстрелом на линию досылания. С подъемом лотка на линию досылания улавливатель поднимается, освобождая место для лотка. Механизм досылания досылает выстрел в канал ствола пушки. После заряжания затвор пушки закрывается. В конце холостого хода цепи досылателя поддон из улавливателя перекладывается в только что освободившийся лоток. Механизм подачи приходит в исходное положение, ставя лоток с поддоном на линию заряжания. Улавливатель устанавливается на линии досылания. Пушка заряжена; она снимается со стопора и под действием стабилизатора вооружения приводится в согласованное с линией прицеливания положение. После выстрела из пушки цикл повторяется.
Режимы работы механизма заряжания: автоматическое заряжание пушки; заряжание пушки от пульта дублирования; ручное заряжание из конвейера МЗ (заряжание с помощью ручных приводов).
Стабилизатор вооружения
Двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э28М2 предназначен для эффективного управления вооружением танка при различных способах стрельбы.
В комплексе с лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1 стабилизатор вооружения обеспечивает: автоматическую стабилизацию пушки и спаренного пулемета в двух плоскостях при колебаниях корпуса танка; наведение стабилизированной пушки и спаренного пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием скорости наведения; наведение нестабилизированной башни в горизонтальной плоскости; приведение пушки к углу заряжания в вертикальной плоскости и согласование оси канала ствола с заданным направлением линии прицеливания; переброс пушки с максимальной скоростью в процессе целеуказания от командира танка наводчику в горизонтальной плоскости; гидростопорение пушки после выстрела и во время заряжания; аварийный поворот башни с места сидения механика-водителя.
Стабилизатор вооружения 2Э28М2 состоит из двух электрогидравлических систем: стабилизатора орудия в вертикальной плоскости и стабилизатора башни в горизонтальной плоскости. Каждый из стабилизаторов представляет собой, следящую систему автоматического регулирования по углу отклонения орудия (башни) от заданного направления.
Категория: Танки | Добавил: Ak-47 (05.04.2009)
| Автор: Александр
Просмотров: 5798 | Комментарии: 1
| Теги: т-72, танк
|