Меню сайта
Категории раздела
Танки [5]
Бронированная колесная техника. [4]
Бронетранспортеры, дозорные машины и.т.п
Легкая боевая гусенечная техника [9]
Бронетранспортеры, боевые машины пехоты и десанта
Самоходные артиллерийские установки [10]
Системы залпового огня [5]
Тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы [2]
Буксируемая артиллерия [3]
Минометы [1]
Зенитно-ракетная техника [7]
Радиолокационные станции [2]
Автомобильная военная техника [2]
Техника обеспечения [0]
Статистика 26.06.2017
статистика
Rambler's Top100
Главная » Статьи » Наземная техника » Танки

Т-80

Основной боевой танк Т-80 выполнен по классической компоновочной схеме. В пе­редней части корпуса, строго по продольной оси, расположено отделение управле­ния. Боевое отделение, где установлено основное и вспомогательное вооружение и оборудованы места командира (справа от пушки) и наводчика (слева от пушки), рас­положено в средней части корпуса во вращающейся башне. Кормовую часть танка занимает моторно-трансмиссионное отделение, где изолировано от двух первых отде­лений установлены газотурбинный двигатель с обслуживающими его системами и аг­регаты трансмиссии.

Общее устройство танка

Основными частями танка являются корпус, башня, вооружение, механизм заряжа­ния, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование, средст­ва связи, приборы прицеливания и наблюдения с системами их гидропневмоочистки, система коллективной защиты, система отопления, оборудование для подводного во­ждения танка, термодымовая аппаратура, оборудование для самоокапывания, обору­дование для установки противоминного трала.
На танке имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежно­стей (ЗИП).



По расположению механизмов и оборудования внутри танк разделен на три отделе­ния: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделе­ние.



Отделение управления

Отделение управления расположено в носовой части корпуса танка. Оно ограничено справа правым топливным баком и баком-стеллажом, слева - левым топливным ба­ком, щитом контрольных приборов и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади - конвейером механизма заряжания.

В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива, педаль регулируемого соплового аппарата (РСА).

На верхнем наклонном листе носовой части корпуса перед сиденьем механика-води­теля расположены гирополукомпас, створчатые фонари освещения щита приборов и кулисы, сигнальные лампы, выключатель устройства блокировки рычага переключе­ния передач, индивидуальный вентилятор механика-водителя, кран переключения системы ГПО, педаль тормоза. В шахте верхнего наклонного листа установлены при­боры наблюдения механика-водителя ТНПО-160 с обогревом входных и выходных окон. Для вождения танка в ночных условиях вместо центрального смотрового прибо­ра ТНПО-160 устанавливается ночной смотровой прибор ТВНЕ-4Б, который в нерабо­чем положении находится в укладке справа от сиденья механика-водителя.

Прибор наблюдения ТВНЕ-4Б

Прибор ТВНЕ-4Б служит механику-водителю для наблюдения за дорогой и местно­стью при вождении танка ночью. ТВНЕ-4Б представляет собой пассивно-активный электронно-оптический прибор ночного видения.

В комплект прибора ТВНЕ-4Б входят прибор наблюдения со встроенным высоковольт­ным блоком питания, диафрагмирующая насадка, инфракрасная фара ФГ-125, запас­ные части и принадлежности.

В крышке люка механика-водителя установлены слева дополнительный прибор наблю­дения ТНПА-65, а справа - специальная пробка, вместо которой может устанавли­ваться аварийный прибор наблюдения ТНПА-65. Этот прибор размещен в стеллаже на крыше ящика для прибора ТВНЕ-4Б.

Между правым топливным баком и баком-стеллажом находятся ящик для прибора ТВНЕ-4Б и ящик для продовольственных пайков. К крышке ящика для продовольст­венных пайков крепится бачок для питьевой воды.

Слева от сиденья механика-водителя находится щит контрольных приборов. Сзади ле­вого топливного бака в стеллаже размещены четыре аккумуляторные батареи, над которыми размещены блок защиты аккумуляторных батарей и аппаратура запуска двигателя.

Сзади сиденья механика-водителя в днище корпуса имеется люк запасного выхода. Над сиденьем механика-водителя в подбашенном листе находится люк механика-во­дителя.

Боевое отделение

Боевое отделение расположено в средней части корпуса и в башне, оно отделено пе­регородкой от силового отделения. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81. В кабине, состыкованной с башней, расположен механизм заряжания (МЗ) обеспечивающий размещение, транспортирование, выбор типа выстрела, выда­чу его на линию заряжания и последующее досылание в камору орудия, а также улавливание и укладку экстрактированных поддонов в гнезда МЗ.
Справа от пушки находится место командира танка, слева - место наводчика. Безо­пасность командира и наводчика при работе МЗ и при стрельбе из пушки обеспечива­ется съемными ограждениями. Сиденья командира и наводчика имеют подножки.

Справа от пушки установлены спаренный пулемет ПКТ, аппарат ТПУ А-1, радиостан­ция Р-123М с ЗИП, блок питания радиостанции, щиток командира с кнопками управ­ления, аптечка.

Впереди сиденья командира на полу установлены один заряд и один снаряд. Сзади и справа от сиденья командира расположены привод командирской башенки и патрон­таш с патронами к сигнальному пистолету. Сзади сиденья командира находятся: на стенке кабины - автомат АК (в чехле), сигнальные флажки; на полке кабины и в баш­не - один снаряд, четыре коробки с лентами для пулемета ПКТ и ракетница; на полу кабины - один снаряд и огнетушитель ОУ-2. Сзади на крыше башни размещены аппа­рат ТПУ А-3 для связи с десантом. Над сиденьем командира танка в крыше башни расположена командирская башенка с люком. В командирской башенке находятся два призменных смотровых прибора, командирский прибор наблюдения.

На командирской башенке установлен зенитный пулемет НСВТ-12,7.

Перед сиденьем наводчика в башне и кабине установлены прицел-дальномер, на ко­тором крепятся пульты управления МЗ и стабилизатором вооружения, ночной при­цел, ручные механизмы поворота башни и подъема пушки, стопор башни, рукоятка механического ручного спуска и повторного взвода пушки, индивидуальный вентиля­тор. Впереди сиденья наводчика на полу кабины расположен один заряд. За сидень­ем наводчика в кабине находятся два бачка с питьевой водой, укладка гранат Ф-1, один снаряд. Сзади сиденья наводчика в нише башни установлены заряд, снаряд, две сумки с магазинам к АК.

За кабиной и конвейером у перегородки моторно-трансмиссионного отделения распо­ложены два средних топливных бака, между которыми размещены две гильзы. Справа на корпусе у перегородки размещена фильтровентиляционная установка системы коллективной защиты танка.

Моторно-трансмиссионное отделение

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса танка.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000Т, имеющий продольное расположение. Мощности на валы бортовых коробок пе­редач (БКП) подводятся с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая БКП смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей веду­щее колесо. Двигатель установлен в сборе с другими агрегатами в виде моноблока: двигатель ГТД-1000Т, масляный бак двигателя, воздухоочиститель, масляные радиа­торы двигателя и трансмиссии, топливные фильтры, часть термодымовой аппаратуры и приводные агрегаты - топливоподкачивающий насос БНК-12ТД, компрессор высоко­го давления АК-150С с автоматом управления давлением (АУД), вентиляторы систе­мы охлаждения и пылеудаления, масляный насос трансмиссии, генератор ГС-18МО и стартер 7 ГС-12Т.

Моноблок крепится в корпусе в трех точках - на двух бугелях и на передней опоре, основание которой крепится к крыше моторно-трансмиссионного отделения шестью винтами.

Система управления работой двигателя существенно отличается от систем извест­ных дизельных двигателей. Она состоит из механического привода подачи топлива и гидросервопривода регулируемого соплового аппарата (РСА). Управление подачей то­плива может осуществляться педалью или рукояткой сектора ручной подачи. Одна­ко пользуются этими приводами ограничено, как правило, лишь для установки опре­деленного режима подачи топлива. Управление же разгоном и торможением двигате­ля осуществляют с помощью РСА. Он представляет собой поворотные лопатки в про­точной части двигателя перед рабочим колесом свободной турбины. За счет поворо­та лопаток РСА обеспечиваются торможение машины двигателем, регулирование час­тот вращения свободной турбины (через редуктор соединена с трансмиссией) во вре­мя движения танка, а также предотвращение разноса ротора турбины в момент пере­ключения передач. Благодаря отсутствию жесткой связи между трансмиссией и ва­лом двигателя (имеется только газовая связь между ротором свободной турбины и второй турбины) остановка рабочего колеса свободной турбины (вследствие высоко­го сопротивления движению танка) не приводит к остановке двигателя.

Одним из наиболее важных элементов силовой установки Т-80 является система воз­духоочистки. Это объясняется тем, что газовая турбина на режиме максимальной мощности потребляет много воздуха (до 4 кг/с), скорость его потока очень высока. Естественно, что двигатель весьма чувствителен к наличию пыли в поступающем в него воздухе. Поэтому в танке Т-80 установлена система воздухоочистки высокой эффективности. В ее конструкции реализовано компромиссное решение: достигнута высокая эффективность очистки воздуха от механических частиц при минимальном сопротивлении на впуске. В состав системы входят: воздухозаборные жалюзи крыши моторно-трансмиссионного отделения с защитной сеткой, блок воздухоочистителя и масляных радиаторов; вентилятор обдува агрегатов; два вентилятора отсоса пыли и охлаждения масла; два воздуховода выброса охлаждающего воздуха и пыли; люк мо­торной перегородки; воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого дав­ления и наддува полостей опор. Блок воздухоочистителя (одноступенчатый инерцион­ного типа) и радиаторов установлен поперечно в моторно-трансмиссионном отделе­нии и крепится к передней опоре моноблока. Все вентиляторы имеют привод от дви­гателя и установлены на передней коробке приводов. Работает система воздухоочи­стки в двух режимах: движение по суше и движение с ОПВТ. В первом случае воздух забирается из атмосферы над жалюзи воздухоочистителя и, пройдя через циклоны, поступает в проточную часть двигателя. При установке ОПВТ на впускные жалюзи крепят специальные кожухи, воздухопитающую трубу и газоотводящую трубу. Вме­сто крышки корпуса воздухоочистителя устанавливают сетку. В этом режиме поток воздуха забирается через воздухопитающую трубу и поступает сначала под левый кожух и, через соединительный патрубок, под правый, а далее - в блок воздухоочи­стителя, аналогично работе при движении по суше. В этом случае несколько возрас­тает сопротивление на впуске воздуха. Для компенсации этих потерь используется заряд из системы выбора охлаждающего воздуха и пыли, поступающий в МТО (возду­ховоды выброса при этом закрыты) и забираемый вновь в воздухоочиститель и далее в проточную часть двигателя.

Для обеспечения нормального функционирования двигателя и обслуживающих его систем в различных условиях эксплуатации в состав силовой установки Т-80 вклю­чено специальное оборудование. К нему относятся: системы сдува пыли и вибрацион­ной очистки; устройство для распыливания топлива сжатым воздухом и продувки форсунок, термическая дымовая аппаратура.

Система сдува пыли предназначена для удаления отложений пыли из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров двигателя при эксплуатации в условиях высо­кой запыленности воздуха. Для этой цели используется сжатый воздух из воздушных баллонов. Система работает в двух режимах - автоматическом и ручном. Для очист­ки корпуса и лопаток соплового аппарата турбины компрессора высокого давления от стеклоподобных отложений, расплавленной в камере сгорания лессовой пыли, ис­пользуется система вибрационной очистки.

Устройство распыливания топлива и продувки форсунок предназначено для улучше­ния распыливания дизельного топлива и дизреактивных смесей (обеспечения многото­пливности и облегчения пуска) при запуске двигателя, а также для продувки форсу­нок после его остановки. Термическая дымовая аппаратура обеспечивает постанов­ку маскирующих дымовых завес при ведении боевых действий. Поскольку в качестве дымообразующего вещества используется топливо из системы питания двигателя, ап­паратура может действовать многократно.

Слева от моноблока на кронштейне расположен расходный топливный бак, который крепится лапами к корпусу танка. На борту корпуса над левой БКП расположен меха­низм остановки двигателя (МОД). Справа от моноблока установлены задний топлив­ный бак и масляный бак трансмиссии. У правого борта под воздухоочистителем уста­новлена кормовая откачивающая помпа. Между двигателем и кормовым листом кор­пуса на кронштейнах с резиновыми амортизаторами установлен внутренний кормо­вой топливный бак. Всего в топливной системе (в наружной и внутренней группах) 13 баков.

В моторно-трансмиссионном отделении также размещены приводы управления двига­телем и трансмиссией, узлы топливной системы и системы смазки, датчики системы ППО и контрольно-измерительных приборов, распылители системы ППО, насосный аг­регат ТДА.

Крыша моторно-трансмиссионного отделения съемная и состоит из передней непод­вижной части и задней подъемной части, которая соединяется с передней частью с помощью петель и торсиона. В передней части крыши над радиаторами имеются
входные жалюзи, прикрытые сверху съемными сезонными металлическими сетками. На крыше приварены бонки для установки приспособления крепления третьей допол­нительной бочки с топливом.

На петлях заднего кормового листа установлен короб выпускной заслонки, который в откинутом положении фиксируется стопором.

Входные жалюзи и выпускная заслонка в процессе эксплуатации постоянно открыты и закрываются при срабатывании системы коллективной защиты.

Снаружи танка находятся наружные топливные баки, включенные в общую топлив­ную систему, ящики с ЗИП, буксирные тросы, запасные траки, сумка с проводами внешнего запуска, рукава для перекачки топлива из бочек в систему, ведро в чехле с воронкой и фильтром, бревно для самовытаскивания, кронштейны для установки дополнительных бочек с топливом, ящики для аппаратов А-Т1, съемное оборудова­ние ОПВТ, укрывочный брезент, защитный колпак механика-водителя в чехле, часть боекомплекта зенитного пулемета.



Трансмиссия и ходовая часть

Трансмиссия танка Т-80 двухблочная механическая, с гидравлической сервосисте­мой управления. В ее состав входят две бортовые планетарные коробки передач, кон­структивно объединенные в один блок с бортовыми редукторами. Коробки передач по­хожи на стоявшие на Т-64, однако отличаются от них числом передач (4 вместо 7). Такому сокращению способствовала благоприятная моментная характеристика двига­теля, существенно расширившая диапазон применения каждой передачи. Благодаря этому удалось при сохранении приемлемых габаритов коробок значительно усилить их элементы, что, в свою очередь, способствовало повышению надежности и долго­вечности агрегатов. Прямолинейное движение танка обеспечивается синхронной ра­ботой обоих блоков, а поворот осуществляется за счет включения в коробке отстаю­щего борта пониженной на одну ступень передачи. Поэтому поворот с минимальным расчетным радиусом, равным ширине колеи танка, возможен, как у Т-64, только на 1-й или задней передаче. Однако в зависимости от положения рычага управления обеспечиваются: повороты машины со свободным радиусом (в начале хода рычага), зависящим от дорожно-грунтовых условий, так как в этот момент в коробке отстаю­щего борта передача просто выключается; плавные повороты (при дальнейшем пере­мещении рычага) за счет пробуксовки фрикционов включения и плавного уменьше­ния радиуса поворота от величины свободного; повороты с расчетным радиусом на передаче (при полностью выжатом рычаге).

Механизма сцепления в традиционном понимании в трансмиссии танка Т-80 нет. Его роль выполняет упоминавшийся выше РСА. При переключении передач педаль РСА пе­ремещают до упора. В этом случае лопатки соплового аппарат поворачиваются на 70-80° от положения, соответствующего максимальной тяговой мощности турбины, что приводит фактически к ее остановке (положение нулевой мощности). Причем пе­реместить рычаг избирателя можно только при выжатой педали РСА, поскольку в ис­ходном положении она механически и электрически блокирует гидросервопривод пе­реключения передач. Таким образом обеспечена гарантированная защита ротора тур­бины от разноса.

Приводы управления коробками передач того же типа, что и на Т-64. Задающими эле­ментами их являются расположенные в отделении управления рычаг переключения передач, два рычага управления поворотом и педаль тормоза, исполнительными же устройствами являются гидросервоприводы. Механик-водитель, воздействуя на лю­бой задающий элемент управления, прилагает усилия, необходимые для поворота ма­ленького золотника в механизмах распределения. Для этого требуются столь малые усилия, что на некоторых органах управления (например, в приводе управления пово­ротом) пришлось установить догружатели.

Для обеспечения безударного и плавного включения передач в системе гидроуправ­ления имеется специальная коробка плавности. Благодаря ее наличию процессы сня­тия давления масла в бустерах фрикционов обеих коробок (при выключении переда­чи) и его нарастания регулируются по времени автоматически.

Торможение машины осуществляется в момент нажатия педали, которая через меха­нический привод воздействует на золотник управления гидроусилителя, поршень по­следнего, перемещаясь под давлением, включает остановочные тормоза коробок пе­редач. Стояночный же тормоз (горный) имеет механический сервопривод.

Гусеничный движитель танка Т-80 (применительно к одному борту) состоит из мелко­звенчатой гусеницы с резинометаллическим шарниром и обрезиненной беговой до­рожки, шести сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией в виде резиновых массивов, пяти обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса со съемны­ми венцами и направляющего колеса с механизмом натяжения.

Гусеница машины мелкозвенчатая цевочного зацепления (передача усилия от веду­щего колеса осуществляется через скобы, закрепленные на концах пальцев) состо­ит из 80 траков с резинометаллическим шарниром. Каждый трак состоит из двух штампованных звеньев, в проушины которых запрессованы два пальца, а на верхнюю часть привулканизированы резиновые подушки. Соединяются между собой траки в средней части гребнями и башмаками, которые скрепляются болтами. По краям на пальцы соседних траков одеваются скобы (так называемые бинокли). Гусеничные ленты симметричны и могут быть надеты со стороны любого борта.

Ведущее колесо состоит из сваренной из двух частей ступицы, двух съемных зубча­тых венцов и ограничительного диска. Зубчатые венцы имеют по 12 зубьев, рабочие участки профилей которых усилены износостойкими наплавками. По мере износа зубьев ведущие колеса меняют местами или заменяют на них зубчатые венцы. Опор­ный каток Т-80 двухскатный, со съемными дисками, выполнен из алюминиевого спла­ва. Наружная поверхность дисков навулканизирована массивной резиновой шиной. Поддерживающие катки односкатные, также снабженные резиновой шиной.

Направляющее колесо машины состоит из двух сваренных между собой литых дисков с окнами для выхода грязи и снега и ребрами жесткости. В расточках осей направ­ляющих колес размещены редуктор и датчик электроспидометра (на правом) и редук­тор с тахогенератором для обеспечения роботы механизма АД (на левом). Механизм натяжения гусеницы одночервячный с глобоидным зацеплением, непосредственно воспринимает усилия, действующие на направляющее колесо.

Подвеска машины индивидуальная. В качестве упругих элементов используются длин­ные, во всю ширину корпуса танка, торсионы, обеспечивающие большой динамиче­ский ход опорных катков. На 1, 2 и 6-м узлах подвески установлены мощные гидрав­лические телескопические амортизаторы двухстороннего действия.

Корпус и башня

Бронирование корпуса и башни дифференцировано по толщине и составу в соответ­ствии с вероятностными законами обстрела машины по направлениям и мощности применяемых противотанковых средств. С учетом этих же законов броневым деталям приданы наиболее рациональные углы наклона. Для повышения стойкости против ку­мулятивных боеприпасов лобовые части корпуса и башни защищены композитной бро­ней, включающей, кроме стали, неметаллы. Набор неметаллических элементов спо­собствует "излому" кумулятивной струи и потере ее энергии. Борта корпуса прикры­ты противокумулятивными щитками, представляющими собой сплошные (по всей дли­не борта) экраны, изготовленные из армированной резины с броневыми плитами (пе­редняя половина длины экрана). Такая преграда вызывает преждевременный подрыв кумулятивного боеприпаса и значительную потерю энергии струи до достижения ос­новной брони борта танка.

Корпус

Корпус танка состоит из носовой части, бортов, кормы, крыши, днища, а также пере­городки и крыши моторно-трансмиссионного отделения.

Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с передним листом крыши, бортами и днищем. В стыке пе­редних и бортовых листов вварены кронштейны направляющих колес. К верхнему на­клонному листу приварены два буксирных крюка с пружинными защелками. К верхне­му и нижнему листам приварены планки для крепления противоминного трала, кроме того, на нижнем листе приварены кронштейны для установки оборудования самоока­пывания.

Бортами корпуса являются цельноштампованные броневые листы. К бортам корпуса снаружи приварены полки, защищающие корпус и башню от забрызгивания грязью во время движения танка. На полках установлены наружные топливные баки и ящики для возимого ЗИП.

Над направляющими колесами расположены откидные грязевые щитки, а по бортам - бортовые щитки, которые откидываются при обслуживании ходовой части.

Крыша корпуса состоит из броневых листов, приваренных к корпусу, и съемной час­ти - крыши над моторно-трансмиссионным отделением.

Кормовая часть корпуса состоит из заднего кормового цельноштампованного листа и верхнего кормового листа, сваренных между собой.

Для уменьшения температуры наружных поверхностей задней части крыши и короба установлены кожухи с набивкой из теплоизолирующих материалов.

Днище корпуса корытообразной формы и состоит из трех сваренных между собой броневых листов. Для увеличения жесткости и размещения торсионов в днище име­ются продольные и поперечные выштамповки. В переднем листе днища, кроме того имеется выштамповка под сиденье механика-водителя. Доступ к агрегатам и узлам танка во время проведения работ по техническому обслуживанию осуществляется через люки в днище.

В отделении управления на бортах и крыше установлены листы подбоя, увеличиваю­щие кратность ослабления проникающей радиации.

Башня

Башня представляет собой фасонную отливку с приваренной катаной крышей, в кото­рой имеются выходные окна с защитными головками для прицела-дальномера. В пе­редней части башни расположена амбразура для установки пушки. Справа от амбра­зуры пушки в башне имеется овальная амбразура для пулемета, спаренного с пуш­кой. В выточке нижней части башни приварен донный лист. Башня устанавливается на шариковой опоре, расположенной в кольцевой выточке погонов башни и корпуса.

Комплекс вооружения

В состав комплекса вооружения входят:
125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А46-1);
7,62-мм пулемет ПКТ;
12,7-мм пулемет НСВТ;
боеприпасы к пушке и пулеметам;
танковый прицел-дальномер ТПД-К1;
ночной прицел ТПНЗ-49-23;
стабилизатор танкового вооружения 2Э28М2;
механизм заряжания.

Пушка

Основные части пушки: ствол, затвор, люлька, противооткатные устройства (тормоз отката и накатник), ограждение со спусковым механизмом и подъемный механизм.

Пушка оснащена: термозащитным кожухом, предназначенным для уменьшения влия­ния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб ствола в процессе стрель­бы; механизмом продувания канала ствола, служащем для удаления пороховых газов из канала ствола для уменьшения загазованности боевого отделения танка.

Спаренный пулемёт

Пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый) калибра 7,62 мм спарен с танковой пушкой. Наведение пулемета в цель осуществляется с помощью тех же механизмов или пульта управления, посредством которых наводится в цель танковая пушка. Для стрельбы из пулемета применяются винтовочные патроны с обыкновенными, трасси­рующими и бронебойно-зажигательными пулями.



Боекомплект

Боекомплект к пушке размещается: 28 выстрелов в конвейере механизма заряжа­ния, 7 - в отделении управления и 5 - в боевом отделении.

В конвейере механизма заряжания выстрелы всех типов уложены в лотки. Вне кон­вейера укладываются девять выстрелов осколочно-фугасных и кумулятивных и три выстрела бронебойных подкалиберных. В отделении управления пять снарядов и семь зарядов размещены в баке-стеллаже, а два снаряда расположены вертикально в гнездах около бака-стеллажа. Из пяти выстрелов, размещенных в боевом отделении, три выстрела с бронебойными подкалиберными снарядами. Два заряда к этим выстре­лам располагаются между средними баками у перегородки.

Семь магазинов к пулемету ПКТ размещены в боевом отделении и один магазин на пу­леметной установке.

Магазины к пулемету НСВТ размещены: два на правой стороне кормы башни и один на пулеметной установке.

Патроны к автомату размещены в двух сумках по 150 штук в каждой. Одна сумка ук­ладывается в нише башни справа, а другая за сиденьем командира на полке башни.

Гранаты Ф-1 находятся в сумке, размещенной в стеллаже на полу боевого отделения за сиденьем наводчика.

Для стрельбы из танковой пушки Д-81 (2А46-1) применяются следующие выстрелы раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой:
выстрелы 3ВБМ3 с бронебойным подкалиберным снарядом 3БМ9, 3ВБМ6 с броне­бойным подкалиберным снарядом 3БМ12, 3ВБМ7 с бронебойным подкалиберным снарядом 3БМ15 и 3ВБМ8 с бронебойным подкалиберным снарядом 3БМ17 пред­назначены для стрельбы по танкам, САУ, заслонкам амбразур долговременных оборонительных сооружений, бронеколпакам и другим бронированным целям;
выстрелы 3ВБК7 с кумулятивным снарядом 3БК12М и 3ВБК10 с кумулятивным снарядом 3БК14М в основном предназначены для стрельбы прямой наводкой по танкам, САУ и другим бронированным целям. Наиболее эффективно применение этого снаряда на дальностях до 1500 м;
выстрелы ЗВОФ22 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ19 и 3ВОФ36 с осколоч­но-фугасным снарядом 3ОФ26 предназначены для стрельбы по укрытиям поле­вого типа, боевой технике и живой силе противника.

По боевому назначению и баллистическим характеристикам снаряды 3БМ9, 3БМ12, 3БМ15 и 3БМ17 равнозначны и стрельба ими производится при одинаковых установ­ках прицела.

Выстрел с бронебойным подкалиберным снарядом состоит из двух основных частей: снаряда с дополнительным пороховым зарядом и основного боевого порохового заря­да в частично сгорающей гильзе. Бронебойный подкалиберный снаряд состоит из: баллистического наконечника, корпуса, разъемного ведущего кольца, обтюрирующе­го пояска, сгорающего цилиндра с дополнительным пороховым зарядом, лопастей стабилизатора, медных центрирующих штифтов и трассера, размещенного у нижнего среза корпуса стабилизатора. Для обеспечения наблюдения траектории снаряда и корректирования стрельбы снаряд снабжен трассером, воспламеняющимся при вы­стреле. Время горения трассера 2-3 с.

Кумулятивные снаряды обладают осколочным действием и могут быть использованы в случае необходимости для стрельбы по живой силе противника. Кумулятивный сна­ряд состоит из: корпуса с двумя обтюрирующими поясками, головки, корпуса стаби­лизатора с шарнирно закрепленными на нем с помощью осей шестью лопастями, кольца и трассера, размещенного у нижнего среза корпуса стабилизатора. Кумуля­тивный заряд находится в корпусе снаряда. Снаряд 3БК12М комплектуется взрывате­лем И-238, снаряд 3БК14М - взрывателем В-15. Наблюдение за трассой снаряда воз­можно благодаря горению трассера. Время горения 6-7 с.

Максимальная дальность стрельбы из пушки осколочно-фугасным снарядом при угле возвышения 14° - 10 000 м. При использовании рельефа местности для увеличения угла возвышения пушки максимальная дальность стрельбы может быть увеличена до 12 200 м. Основные части осколочно-фугасного снаряда: корпус с двумя обтюрирую­щими поясками, корпус стабилизатора с шарнирно закрепленными на нем с помощью осей четырьмя лопастями, стопоры лопастей и пластмассовое кольцо. Разрывной за­ряд находится в корпусе снаряда. Снаряд укомплектован взрывателем В-429Е с пре­дохранительным колпачком. Взрыватель обеспечивает следующие действия снаряда:
осколочное;
фугасное;
замедленное.

При стрельбе всеми типами снарядов применяется единый заряд 4Ж40 в частично сгорающей гильзе. При стрельбе бронебойным подкалиберным снарядом, кроме того, используется дополнительный заряд, размещенный на корпусе снаряда в сгорающем цилиндре. Боевой пороховой заряд 4Ж40 состоит из частично сгорающей гильзы и собственно боевого порохового заряда со средствами воспламенения, пламегашения и другими элементами заряда, размещенными в гильзе.
Часть корпуса гильзы, запрессованная в поддон, при выстреле сгорает, а стальной поддон экстрактируется из каморы пушки.

Танковый прицел-дальномер ТПД-К1

Танковый прицел-дальномер ТПД-К1 предназначен для разведки целей на поле боя, целеуказания, подготовки исходных данных для стрельбы, ввода поправок на откло­нение условий стрельбы от нормальных (табличных), прицеливания, оценки результа­тов стрельбы и ввода корректур в дневных условиях.

Прицел-дальномер представляет собой оптико-электронный гироскопический при­бор, который состоит из оптического прицела с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости и лазерного дальномера.

Прицел-дальномер ТПД-К1 обеспечивает:
наблюдение за местностью с обзором в плоскости вертикального наведения от -15 до +25°;
прицеливание;
измерение углов;
измерение дальномером дальности до неподвижных и движущихся целей с мес­та и с ходу с автоматической установкой угла прицеливания, соответствующе­го измеренной дальности и выбранному типу выстрела, а также одновременное отображение значения измеренной дальности на дистанционной шкале и цифро­вом индикаторе;
автоматическое (при работе МЗ) и ручное переключение баллистических кулач­ков соответственно выбранному типу выстрела;
приближенное измерение дальности до целей высотой 2,7 м с помощью дально­мерной шкалы;
ручную установку угла прицеливания;
автоматический ввод в установку угла прицеливания и дистанционной шкалы поправки на изменение дальности до цели вследствие движения своего танка;
отработку суммарной поправки в угол прицеливания, учитывающей отклонения температуры воздуха, температуры заряда и атмосферного давления от нор­мальных (табличных), а также падение начальной скорости снарядов из-за из­носа ствола пушки, устанавливаемой перед стрельбой вручную;
стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости;
управление приводами наведения пушки и спаренного пулемета в автоматиче­ском и полуавтоматическом режимах;
выработку с помощью гироскопа сигнала управления для стабилизации пушки и спаренного пулемета в вертикальной плоскости.



Ночной танковый прицел ТПН3-49

Ночной прицел ТПН3-49 предназначен для разведки целей на поле боя, целеуказа­ния, подготовки исходных данных для стрельбы, прицеливания, оценки результатов стрельбы и ввода корректур в темное время суток. Ночной прицел представляет со­бой пассивно-активный электронно-оптический прибор, который имеет зависимую от пушки стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости.

Ночной прицел обеспечивает:
наблюдение за местностью с обзором в плоскости вертикального наведения от -5 до +14°;
прицеливание;
измерение углов (при целеуказании и перед вводом корректур стрельбы);
глазомерное измерение дальности до целей;
ручную установку угла прицеливания при стрельбе из пушки;
ручную установку угла прицеливания при стрельбе из спаренного пулемета.

Механизм заряжания

Механизм заряжания (МЗ) предназначен для автоматического заряжания пушки лю­бым типом выстрела, а также для полуавтоматической загрузки (разгрузки) его вы­стрелами. Заряжание пушки, а также загрузка и разгрузка производятся на угле за­ряжания, т.е. при строго фиксированном положении пушки относительно башни. МЗ включает в себя механические узлы, гидравлическую и электрическую системы.

Основные механические узлы:
механизированная боеукладка в виде конвейера с лотками и механизм поворо­та;
механизм подачи лотка с линии заряжания на линию досылания;
механизм досылания;
механизм улавливания и перекладки поддона.

Принципиальная схема работы МЗ при заряжании

После выстрела из канала ствола пушки экстрактируется (выбрасывается) поддон, который фиксируется в механизме улавливания и перекладки поддона. При нажатии на кнопку выбора типа выстрела пульта управления МЗ стабилизатор автоматически выводит пушку на угол заряжания. Одновременно отстопоривается и приводится во вращение конвейер. После вывода выбранного типа выстрела на линию заряжания конвейер останавливается и застопоривается. Пушка стопорится с помощью стопо­ра пушки. Механизм подачи подает через окно выдачи кабины лоток с этим выстре­лом на линию досылания. С подъемом лотка на линию досылания улавливатель подни­мается, освобождая место для лотка. Механизм досылания досылает выстрел в ка­нал ствола пушки. После заряжания затвор пушки закрывается. В конце холостого хода цепи досылателя поддон из улавливателя перекладывается в только что освобо­дившийся лоток. Механизм подачи приходит в исходное положение, ставя лоток с поддоном на линию заряжания. Улавливатель устанавливается на линии досылания. Пушка заряжена; она снимается со стопора и под действием стабилизатора вооруже­ния приводится в согласованное с линией прицеливания положение. После выстрела из пушки цикл повторяется.

Режимы работы механизма заряжания:
автоматическое заряжание пушки;
заряжание пушки от пульта дублирования;
ручное заряжание из конвейера МЗ (заряжание с помощью ручных приводов).

Стабилизатор вооружения

Двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э28М2 предназначен для эффективного управления вооружением танка при различных способах стрельбы.

В комплексе с лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1 стабилизатор вооружения обеспечивает:
автоматическую стабилизацию пушки и спаренного пулемета в двух плоско­стях при колебаниях корпуса танка;
наведение стабилизированной пушки и спаренного пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием скорости наведения;
наведение нестабилизированной башни в горизонтальной плоскости;
приведение пушки к углу заряжания в вертикальной плоскости и согласование оси канала ствола с заданным направлением линии прицеливания;
переброс пушки с максимальной скоростью в процессе целеуказания от коман­дира танка наводчику в горизонтальной плоскости;
гидростопорение пушки после выстрела и во время заряжания;
аварийный поворот башни с места сидения механика-водителя.

Стабилизатор вооружения 2Э28М2 состоит из двух электрогидравлических систем: стабилизатора орудия в вертикальной плоскости и стабилизатора башни в горизон­тальной плоскости. Каждый из стабилизаторов представляет собой, следящую систе­му автоматического регулирования по углу отклонения орудия (башни) от заданного направления.

Категория: Танки | Добавил: Ak-47 (05.04.2009) | Автор: Александр
Просмотров: 3798 | Комментарии: 1 | Теги: т-72, танк |
Всего комментариев: 1
1  
на этом ресурсе подобран огромный набор http://www.filmkpktut.ru/ - телефонов бесплатно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обмен Ссылками
Русская Армия- Сайт посвященный Нашему оружию, и нашим героям
Здесь код кнопки и обмен ссылками.



Все текстовые, графические и мультимедиа материалы, размещённые на сайте, принадлежат их авторам и демонстрируются исключительно в ознакомительных целях. © 2009
Хостинг от uCoz Создать бесплатный сайт с uCoz